Каждый водитель знаком с процедурой технического осмотра, после которой выдается диагностическая карта транспортного средства. Однако с 2012 года ее не обязательно проходить владельцам легковых автомобилей. Тем не менее, купить ОСАГО не получится без наличия диагностической карты. В последние 2 года правительство несколько раз пересматривало вопрос о прохождении ТО, так как ситуация на дорогах страны критична, слишком много ДТП. Большая часть происшествий связана именно с неисправностью транспортных средств.
Для кого ТО остался обязательным
Вам будет интересно:Штраф за отсутствие техосмотра или просроченный техосмотр
Штраф за непройденный техосмотр предусмотрен ст. 12.1 КоАП для следующих категорий транспортных средств:
- легковые такси;
- грузовики;
- автобусы;
- транспортные средства, которые предназначены для транспортировки опасных грузов.
В эту категорию попадают также автомобили, у которых 8 и более мест для перевозки пассажиров.
Представитель ГИБДД не вправе запрашивать диагностическую карту, а тем более выносить наказание за техосмотр, который не пройден у всех остальных автовладельцев. Остальным автовладельцам придется позаботиться о наличии диагностической карты на машину.
Размер штрафа
Вам будет интересно:Исковое заявление о возмещении ущерба, причиненного ДТП: порядок оформления и подачи, сроки, возмещение ущерба
За первое нарушение законодательством предусмотрены минимальные ставки. Штраф за просроченный техосмотр или полное отсутствие диагностической карты от 500 до 800 рублей (ст. 12.1 КоАП). За повторное нарушение предусмотрен штраф в размере 5 000 рублей или лишение прав на период от 1 до 3 месяцев.
Что делать автовладельцам легковых автомобилей?
Какой штраф за просроченный техосмотр и придется ли его платить, если в собственности легковой автомобиль? Нет, лицам, которые имеют машину категории «В» уже не нужно при себе иметь диагностическую карту. Тем не менее пройти ТО все равно придется, так как приобрести ОСАГО без этого документа не получится.
Если произойдет ДТП, а у автовладельца будет просроченный ТО, то страховая компания возместит убытки, нанесенные этим человеком, но предъявит регрессное требования к нему.
Что будет с 01 августа 2020 года
Как показала практика, послабления в виде отмены обязанности проходить ТО и отсутствие штрафов для легковых транспортных средств привели к ухудшению ситуации на дорогах. Как оказалось, многие водители халатно относятся к своим машинам и не следят за их техническим состоянием. Поэтому на уровне федерации был принят закон № 122 еще в июне 2019 года и который вступит в силу только в этом году. Правительство страны дало возможность подготовиться автовладельцам к предстоящим изменениям и привести свои автомобили и документы в порядок.
Долгое время в массах обсуждался ФЗ № 122 от 06.06.2019 года. Закон предусматривает серьезные наказания за техосмотр, который не пройден или просрочен. Он вступает в силу с 01 августа текущего года. С этого момента придется оплатить 2 000 рублей.
Закон гласит, что оштрафовать водителя могут только 1 раз в сутки. Теперь отсутствие диагностической карты не рассматривается как повторное правонарушение, вследствие чего, если владелец машины на следующие сутки опять попадется без карты, то он будет снова оштрафован на 2 000 рублей.
Последствия вступления ФЗ № 219 в силу
В правилах дорожного движения четко прописан перечень документов, который должен быть всегда у человека, при управлении транспортным средством:
- водительское удостоверение;
- документы, подтверждающие регистрацию ТС;
- при перевозке определенных грузов - лицензионная карта, путевой лист и прочие документы;
- в случае управления ТС инвалидом - подтверждающий статус документ;
- страховой полис.
О наличии диагностической карты ничего не сказано. Отсюда вывод – возить с собой ее не нужно, но запросить этот документ могут работники ГИБДД. При отсутствии карты, проверку ее наличия могут провести по государственному номеру или VIN.
Сотрудники станций технического обслуживания в свою очередь обязаны передавать все сведения относительно ТО в базу ЕАИСТО. Представитель правоохранительных органов именно там и может проверить наличие или отсутствие диагностической карты.
Когда проходить ТО
Чтобы избежать наказания за техосмотр, лучше проходить ТО регулярно, а не только перед приобретением ОСАГО. Периодичность прохождения осмотра прописана в ФЗ № 170. Новые транспортные средства:
- мотоциклы;
- легковые машины;
- грузовые с массой до 3,5 тонны.
Они не требуют прохождения осмотра первые 3 года. По истечении этого срока ТО необходимо проходить каждые 2 года. Как только машине будет более 7 лет, придется получать карту каждый год.
Транспортные средства, которые перевозят опасные грузы, такси, автобусы должны проходить каждые 6 месяцев.
Зачем вообще проходить ТО и будет ли фотофиксация?
Технический осмотр – это проверка состояния машины, причем комплексная. Она позволяет выявить неисправности, которые невозможно заметить во время эксплуатации. Сам водитель должен быть заинтересован в такой проверке, тем более если он ездит на дальние расстояния. Просроченный техосмотр может привести к непоправимым последствиям. Во многих ситуациях именно неисправленные машины становятся виновниками ДТП.
На самом деле в законодательстве отсутствует понятие "просроченный ТО". Если диагностическая карта уже не действует, то это приравнивается к ее отсутствию. То есть просрочка фактически является подтверждением отсутствия документа, подтверждающего допуск к ТС для участия в дорожном движении.
Еще одно новшество, которое должно было вступить в силу с 07 июня текущего года, но было перенесено на 01 марта 2021 года, – фотофиксация процесса прохождения осмотра. Такое решение было принято из-за того, что очень многие люди пошли на то, чтобы получать диагностические карты без фактического прохождения ТО, то есть документы в большинстве случаев оказались фиктивными.
Законопроект предусматривает создание фотографий всего процесса с привязкой координат места, где проводится ТО. Также все диагностические карты будут храниться в единой автоматизированной информационной системе. Можно будет оформить карту в электронном виде и предъявлять ее по требованию представителя ГИБДД.
Ответственность за подделку и обман
Многие автовладельцы сталкивались с предложениями в интернете по типу продам диагностическую карту без прохождения ТО. Получить документ можно было даже не выходя из дома. Наказание за техосмотр для эксперта, который выдаст документ без реального проведения осмотра, грозит штрафом от 5 000 до 10 000 рублей. Для должностных лиц еще выше санкции: от 30 000 до 50 000 рублей. Юридические лица вообще могут серьезно пострадать - для них штраф составляет от 200 000 до 300 000 рублей.
Заключение
Какой штраф за непройденный техосмотр? Сегодня идет речь о минимальных суммах, не превышающих 800 рублей. Но с 01 августа 2020 года эта цифра вырастет до 2 000 рублей. Поэтому если не успели пройти ТО, обязательно следует поспешить. Не стоит также отказываться от реального осмотра, каждый водитель должен быть полностью уверен в том, что его машина исправна и не подведет в самый ответственный момент.