Интересно, что правила дорожного движения, в силу их огромной важности, начинают изучать еще в детском саду. Но когда люди, становясь взрослыми, садятся за руль автомобиля, они вдруг внезапно начинают сомневаться в элементарные вещах. В частности, это касается о желтом сигнале светофора: запрещающий или нет?
Иногда, увидев его, водители усиленно нажимают на газ и стараются быстренько проскочить перекресток. В это же время точно так же поступают и их соседи, находящиеся на перпендикулярной дороге и не желающие дожидаться момента, когда загорится зеленый. В результате в глупой ситуации оказываются все. Так можно ли осуществлять проезд на желтый сигнал светофора? Ответ на этот вопрос содержится в статье.
Значение красного и зеленого сигналов
Вам будет интересно:Досмотр автомобиля: основания, правила проведения и оформления
Сначала вспомним, о чем нам говорят зеленый и красный цвета светофора. В пункте 6.2 Правил, регулирующих дорожное движение в России, сказано все предельно ясно.
Зеленый сигнал относится к разрешающим. Когда он мигающий, то движение также возможно. Но в последнем случае дается предупреждение о скором переключении светофора на запрещающий сигнал".
Красный цвет на светофоре, равно как и его мигание, запрещает какое бы то ни было движение. При сочетании красного с желтым идти или ехать также запрещается, так как это свидетельствует о том, что скоро включится зеленый.
Далее перейдем к рассмотрению правил, касающихся желтого сигнала светофора.
Указание пункта 6.2 дорожных правил
Если обратиться к Правилам дорожного движения, то в них можно найти информацию касательно желтого запрещающего сигнала светофора. Так, пункт 6.2 гласит, что стартовать при его включении строго запрещено. А следовательно, желтый - запрещающий. Он дает предупреждение о предстоящей смене сигнала, обычно с зеленого на красный.
Исключение из правила при невозможности остановки
При этом идет ссылка на пункт 6.14, который говорит об исключении из правила. На проезжей части существуют ситуации, когда шофер при включении желтого света не имеет возможности остановиться перед перекрестком, стоп-линией, регулировщиком, железнодорожным переездом, не прибегнув к экстренному торможению. В таком случае дальнейшее движение разрешается.
Что касается пешеходов, которых подача желтого сигнала застала на проезжей части, то они обязаны освободить ее. В случае если это не представляется возможным, им необходимо сделать остановку на линии, которая разделяет противоположные транспортные потоки.
Русская рулетка при езде на желтый свет
Указанным исключением спешат воспользоваться нетерпеливые водители. Они делают вид, будто не видят мигания зеленого, а когда вдруг вспыхивает желтый, они уже несутся мимо светофора. К сожалению, такие маневры нередко приводят к авариям, ведь навстречу выскакивают подобные торопыги. И тогда исход зависит уже от реакции сидящих за рулем нарушителей. Неизвестно, закончится все лишь ремонтом кузова или произойдет трагедия.
Когда на место происшествия приезжают инспекторы ГИБДД, они, как правило, при разборе ситуации руководствуются пунктом 13.8 ПДД. В нем говорится, что водитель при разрешающем сигнале светофора должен уступать дорогу и пешеходам, и водителям, находящимся на перекрестке. Из-за этого водителя, не пропустившего торопыгу, мчащегося на желтый сигнал светофора, могут посчитать виновным. Но чаще всего выносится постановление о том, что вина обоюдная. А это влечет за собой проблемы с ОСАГО.
Отсюда следует вывод, что проезд на желтый напоминает игру в русскую рулетку, где приз - две-три минуты времени, а проигрыш - многократно серьезнее. Это значит, что стоит все же попридержать коней и замедлиться заранее - уже тогда, когда начинает мигать зеленый.
Еще одно исключение из правила
Кроме указанного исключения есть и еще одно, также диктуемое пунктом 6.2. Оно говорит о желтом мигающем сигнале светофора. Это отдельная секция, которая предупреждает водителей о том, что они приближаются к опасному перекрестку. Как правило, такой режим характерен для ночного времени. В таком случае регламент пересечения перекрестка определяют дорожные знаки, которые находятся рядом со светофором.
Если одновременно на всех светофорах на перекрестке мигает желтый - это перекресток нерегулируемый. Тогда нужно также обращать внимание на дорожные знаки или руководствоваться правилом "правой руки".
Невозможность наказания не исключает больших рисков
Таким образом, если водитель не успевает остановиться, то теоретически на желтый сигнал светофора ехать можно, так как в исключительных случаях правила не запрещают этого. При этом установить, действительно ли шофер не мог остановиться, практически невозможно. В связи с этим многие водители придерживаются мнения, что двигаться на желтый - это нормально.
Иногда они объясняют свои действия тем, что двигающийся позади водитель может поздно среагировать, что повлечет за собой самую распространенную из аварий - вследствие несоблюдения дистанции. И тогда придется ремонтировать оба автомобиля.
Если вести речь о наказании, то в реальной жизни оно осуществляется довольно редко. Ведь доказать фактическое отсутствие возможности у водителя остановки перед светофором практически нельзя.
Однако если судить с точки зрения безопасности, то движение на желтый сигнал светофора чревато очень плачевными последствиями. Не следует забывать, что дорожные аварии, случающиеся на перекрестках, являются наиболее опасными. Ведь, согласно имеющейся статистике, зачастую они сопровождаются человеческими жертвами.