Работа над созданием тепловоза ТГМ6А началась в 60-х годах прошлого века на комбинате в Людинове. Четырехосные машины рассчитывались на применение разных дизельных силовых агрегатов и сцепных масс. При разработке локомотива использовались неплохо себя зарекомендовавшие узлы и детали от версий ТЭЗ и ТГМЗ. Первый экземпляр вышел в 1966 году, оснащался дизельным силовым агрегатом 6Д-70. Рассмотрим особенности и характеристики данных версий.
Серийное производство
Вам будет интересно:КамАЗ-5460: технические характеристики, виды, фото
Локомотивы ТГМ-5 выпускались как опытные образцы для МПС, модели ТГМ6 массово производились с 1969 по 1973 гг. Экспериментальная модификация тепловоза ТГМ6А была сделана в 1970-м. Эта машина представляет собой модернизированный вариант предшественника, имеет увеличенную длину по осям сцепных механизмов до 14,3 метра, перепроектированное размещение оборудования, приспособление для разгрузки думпкаров. В серию данные локомотивы пошли в 1975 году, изготовление продолжалось до 1985 г.
Возглавил разработку и проектирование главный конструктор В. Логунов. Кроме того, составление техдокументации осуществлялось при участии инженеров и ведущих специалистов комбинатов черной металлургии, для которых планировался выпуск указанным машин.
Устройство тепловоза ТГМ6А
Вам будет интересно:Система охлаждения ЗИЛ-130: устройство, принцип работы, неисправности
Кабина локомотива капотной разновидности размещается на рамном кузове, оснащается резиновыми прокладками, фиксируется на болтах. Также на этом узле имеется пара продольных балок хребтовой конфигурации. В нижней части рамы приварены два шкворня, которые служат для трансформации тяговых и тормозных сил на кузов от тележек. В качестве автосцепок используются модели Уральского вагоностроительного комбината. По сравнению с аналогами типа СА-3, они гарантируют лучший параметр сцепляемости, а также хорошо вписываются при прохождении кривых небольшого радиуса в плане и профиле колеи.
Упором для рамы является пара двухосных тележек, которые взаимодействуют с кузовом при помощи боковых опор. Корпуса тележек – сварного типа, боковины друг с другом агрегируют посредством шкворневой и концевых балок. Роль упоров играют балансиры в виде винтовых пружин. Эти элементы, в свою очередь, опираются на листовые рессоры и специальные подвески по типу модификаций ТЭЗ. Балансиры лежат на челюстных буксах с роликоподшипниками. Размер колес по диаметру составляет 1050 миллиметров по кругу катания. Тормозные колодки срабатывают на всех парах односторонне. Сжатые воздушные массы в тормозные цилиндры подаются через воздухораспределитель, который контролируется краном машиниста либо вспомогательной системой тормозов.
Силовая установка
Тепловоз ТГМ6А оснащается четырехтактным V-образным дизельным мотором 3А-6Д49 с наддувом. Цилиндры в диаметре составляют 26 сантиметров. Прочие особенности силового агрегата:
- перемещение основного шатуна – 260 мм;
- ход прицепного аналога – 257,5 мм;
- показатель номинальной мощности – 1200 «лошадей»;
- минимальная скорость вала в холостом режиме – 400 об/мин;
- расчетный расход горючего – 150 г (э.л.с.ч);
- тип запуска – стартер;
- охлаждение – двухконтурная жидкостная система;
- вес мотора – 9,6 т.
С колесными парами двигатель агрегирует при помощи унифицированной передачи, карданных валов, двухступенчатых редукторов. Механизм данного узла разработан специалистами Калужского машзавода. Валы и гидравлические передачи соединяются эластичной муфтой с резиновыми наконечниками. Гидропередача включает в себя пару трансформаторов ТП-1000М, гидромуфту, последовательный механизм охлаждения оборудования. Переключение режимов осуществляется на автомате при помощи гидравлики.
Особенности
Гидравлическая передача маневрового тепловоза ТГМ6А обладает следующими параметрами:
- рабочие числа шестерней между валами гидромуфты и дизеля – 22/60;
- между трансформатором и промежуточным элементом – 58/35;
- рядом с валами добавочного и выходного типа (маневровый режим) – 73/24, 58/39 (поездной диапазон);
- осевые конические редукторы с цилиндрической шестерней и общим рабочим числом 4,24;
- размер колеса вентилятора холодильной установки – 140 см;
- количество лопаток – 8;
- номинальный режим работы гидравлического привода – 1350 об/мин.
На рассматриваемом локомотиве монтируется V-образный компрессор с двумя цилиндрами и парой рабочих ступеней. Также может устанавливаться аналог с тремя цилиндрами высокого и столькими же низкого давления. Производительность агрегатов составляет 3,5 или 5,25 куб.м/мин. Привод указанного оборудования – гидродинамический. В электрической схеме тепловоза ТГМ6А применяется генератор постоянного тока КГ мощностью 5 кВт, напряжением 75 В. Он приводится в действие от дизеля через редуктор, служит для зарядки аккумуляторов и питания контрольных цепей.
Параметры технического плана
Ниже приведены основные характеристики рассматриваемого локомотива:
- колея по ширине – 1520 мм;
- ГОСТ – 9238-83;
- мощность дизеля – 882 кВт;
- формула по осям – 2/2;
- нагрузка на рельсы – 220 кН;
- тяговая сила – 246 кН;
- расчетный параметр скорости – 40/80 км/ч (маневровый/поездной режим);
- минимальные проходимые кривые по радиусу – 40 м;
- габариты – 14,3/3,08/2,29 м;
- запасы ГСМ (т) – 4,6 (горючее)/1,1 (песок)/0,55 (вода);
- вес балласта – 12 т.
Модификации
Маневровый заводской тепловоз ТГМ6А No 1340 имеет несколько усовершенствованных версий. Локомотив ТГМ-6В начал выпускаться в 1989 году. Модернизированный вариант обладает повышенным параметром экономичности, а также повышенным на 25% ресурсом до капитального ремонта. Такие особенности обусловлены использованием модернизированного силового агрегата, имеющего частоту вращения в пределах 350-950 об/мин. Кроме того, внедрена усовершенствованная гидравлическая передача с встроенной компрессорной муфтой.
Среди прочих отличий от предшественника отмечают изменение привода компрессора, который приводится в работу от гидромуфты переменного наполнения. Она отвечает за автоматическое включение и отключение агрегата, в зависимости от уровня давления в основных резервуарах. Труба под компрессором фиксируется болтами к четырем элементам. После центровки указанный узел крепится при помощи сварки и штифтов.
Модель ТГМ6Д
Еще одна модификация маневрового тепловоза ТГМ6А оборудуется ходовой частью, которая включает в свою конструкцию пару двухосных бесчелюстных телег. Подобная конфигурация обеспечивает хорошую аэродинамику и прохождение кривых особо малого радиуса. Редукторы осей соединяются посредством карданных валов и выходным гидропередающим валом.
Тормоза оснащаются пневматической прямодействующей системой, нажатие колодок проявляется двухсторонне. За надежность узла отвечает блок осушения сжатого воздуха. Конструкция компрессора – двухступенчатый агрегат с гидродинамическим механизмом. Стояночный тормоз – механической разновидности.
Обслуживание и безопасность
Кузовная часть машинного отделения оборудуется двухстворчатыми дверьми, люками и съемными деталями крыши. Эти элементы обеспечивают свободный доступ для обслуживания и ремонта тепловоза ТГМ6А в усовершенствованной версии (ТГМ6Д). Рабочее место машиниста организовано с учетом повышенных санитарных требований, включая уровень шума и вибрации. Дополнительную безопасность обеспечивает система бдительности. Управление локомотивом может выполняться с любой стороны кабины, обозначается специальными сигнализаторами. В качестве силовых агрегатов выступает несколько версий дизельных моторов. Между собой они отличаются количеством цилиндров, мощностью и расположением.