С каждым годом автомобили становятся все более быстрыми и мощными. Производители стараются получить максимальную отдачу от двигателей. Для этого используются различные способы и технологии. Но что делать, если хочется выполнить увеличение мощности двигателя уже подержанного автомобиля? Рассмотрим несколько эффективных вариантов.
Установка турбины
Пожалуй, это самый эффективный способ увеличения мощности моторов. Суть предельно проста – в двигатель будет поступать больше воздуха, а соответственно, увеличится и отдача мотора. Возрастает не только мощность, но и крутящий момент.
Вам будет интересно:Антифризы Felix: состав, характеристики
На данный момент существуют целые комплекты для наддува двигателей. Больше всего повезло в этом случае владельцам японских автомобилей. Существует масса примеров, когда из атмосферного мотора JZ делали турбированный GTE. В результате мощность автомобиля из 180 сил возрастала до 280-300. Турбина позволяет получить максимальную отдачу от двигателя. Но нужно понимать, что не каждый мотор выдержит такие нагрузки. Должна быть крепкая поршневая. В противном случае, ресурс мотора снизится в разы. Выполнить увеличение мощности ВАЗа путем установки турбины можно только после доработки самого мотора.
Вам будет интересно:Моторное масло "Эльф": как отличить оригинал от подделки, на что обратить внимание при покупке
Таким образом, тюнинг при помощи турбины имеет один серьезный плюс. Это существенное увеличение мощности. Но минусов довольно много. Во-первых, это большие траты на покупку самой турбины и сопутствующего навесного оборудования. Во-вторых, требуется доработка внутренностей мотора. Поэтому данный способ не применяется так часто автолюбителями. В основном, так делают для участия машины в драг-рейсинге или в других спортивных соревнованиях.
Компрессор
Еще не так давно на автомобилях (например, «Мерседес» С-класса) применялся компрессор для наддува. Это, можно сказать, «легкая версия» турбины. Суть компрессора в следующем. Агрегат приводится в действие от шкива коленчатого вала посредством ременной передачи и нагнетает воздух под небольшим давлением. В отличие от турбины, которая дует от одного до полутора бар, компрессор выдает не больше 0,3. Конечно, из-а этого нельзя получить столь высокого прироста мощности. Но есть и большой плюс: такой компрессор можно установить на стандартный ВАЗовский двигатель, либо на мотор любой иномарки, без замены поршневой группы. Так как мотор не терпит больших нагрузок, его ресурс останется прежним. Но есть и недостаток. Компрессор имеет более крупные размеры, и в большинстве случаев его негде разместить под капотом.
Доработка самого мотора
Вам будет интересно:Ротор асинхронного двигателя с фазным ротором: применение в асинхронных машинах
Теперь рассмотрим, как можно сделать увеличение производственных мощностей двигателя без установки нагнетателей. Первый способ – это установка широкофазного распредвала. Данный тюнинг является одним из самых доступных, простых и бюджетных. После установки широкофазного распредвала обеспечивается более лучшее заполнение камеры сгорания при высоких оборотах.
Еще один вариант увеличения мощности двигателя «Нивы» и других автомобилей ВАЗ – это снижение силы трения. Каким образом можно реализовать эту идею? Акцент делается на уменьшение трения поршней о стенки цилиндров. Для этого:
- Снижают толщину колец.
- Укорачивают юбку поршня.
- Меняют крепление шатуна к поршню посредством смещения элемента в бобышки.
Следующий вариант тюнинга мотора с целью увеличения мощности – это уменьшение веса поршневой. Для этого необходимо заменить штатные шатуны и поршни на более облегченные. Сейчас продаются даже готовые комплекты облегченных поршневых. В основном, это комплекты для ВАЗовских двигателей. Но как показывает практика, прирост мощности после данной операции не существенный.
То есть, из вышеперечисленных доработок наиболее оптимальной считается установка спортивного распредвала. Стоит он дешевле, чем облегченная поршневая, а эффекта от него намного больше. Но нужно понимать, что отдача будет только на высоких оборотах. Придется крутить двигатель до красной зоны, а это не каждого устраивает.
Актуальна ли установка 16-клапанной головки вместо 8-клапанной?
Вам будет интересно:Масло в интеркулере дизельного двигателя: причины и методы решения проблемы
Сейчас очень популярен тюнинг в данном направлении. На старые моторы устанавливают головки с двумя распредвалами. Как показывает практика, эффект от этого есть. За счет лучшей наполняемости цилиндров растет мощность мотора. Однако при грамотном техническом тюнинге 8-клапанника можно добиться не худших результатов, чем на 16-клапаннике. Если устанавливать двухраспредвальные "головы" на моторы переднеприводных ВАЗов еще можно, то заморачиваться с "классикой" не стоит. Гораздо эффективнее будет установка компрессора.
Расточка цилиндров
Это уже более эффективный способ увеличение мощности двигателя ВАЗ без установки турбины. Однако это весьма затратный метод. Суть заключается в увеличении рабочего объема двигателя. В результате обычный полуторалитровый мотор превращается в 1,6 или в 1,7. Так в камеру попадает больше топлива, соответственно, возрастает и производительность ДВС. Из минусов расточки цилиндров стоит отметить только увеличенный расход топлива, поскольку теперь двигателю понадобится больше энергии для произведения крутящего момента.
Чип-тюнинг
Пожалуй, это самый популярный способ увеличения мощности. Блок управления двигателем в таком случае перепрошивается. При этом конструкция двигателя остается прежней. В чем особенность чип-тюнинга? Многие производители закладывают определенный запас мощности, который ограничивается из-за электронной блокировки. При замене программного обеспечения ЭБУ, двигатель работает немного иначе. Возрастает мощность и крутящий момент. Особенно это заметно на турбированных двигателях. Здесь реально достичь увеличения мощности на целых 20 процентов. На атмосферниках данный показатель вдвое ниже. Однако даже при таком условии чип-тюнинг пользуется большой популярностью.
Сейчас существует множество прошивок, особенно для ЭБУ отечественных ВАЗов. Путем нехитрых манипуляций специалист меняет ПО, тем самым улучшая характеристики автомобиля.
Среди плюсов данного способа увеличения мощности стоит отметить:
- Простоту тюнинга. Не нужно разбирать двигатель и менять какие-либо детали.
- Экономию денег. Так как доработка требует лишь замены программного обеспечения, в цену доработки входит лишь стоимость прошивки и услуг специалиста. Увеличение мощности «Нивы» обойдется примерно в 15 тысяч рублей.
- Неплохую результативность. Да, двигатель не будет в два раза мощнее. Но все же нужно понимать, что меняется здесь только программная часть, а не технические узлы.
Среди недостатков стоит отметить снижение ресурса двигателя. Так как мотор нагружается больше положенного, он раньше потребует ремонта. Это нужно заранее понимать перед тем, как увеличить мощность автомобиля данным способом.
Установка прямоточного глушителя
Это, скорее, не способ, а дополнительный вариант улучшения характеристик. При установке прямоточного глушителя выхлопные газы быстрее покидают камеру сгорания. Улучшается продувка цилиндров. Благодаря большому диаметру выходного отверстия газы будто вытягиваются из двигателя в атмосферу.
Но стоит обратить внимание, что данная доработка не является эффективной, если до этого не были произведены другие способы увеличения мощности. То есть на стандартном двигателе прямоток будет безрезультативным. Штатный глушитель оптимально справляется с выходом газов, и мотор не задыхается. Чего не сказать про «заряженные» ДВС: после установки турбины объем выхлопных газов увеличивается в разы. В итоге двигатель задыхается собственными газами.
Таким образом, установка прямоточного глушителя даст эффект только в паре с установкой турбины, спортивных валов или после расточки блока. На заводском двигателе увеличить мощность таким образом не получится (или результат будет в пределах погрешности).
Фильтр нулевого сопротивления
Часто автолюбители практикуют установку ФНС вместе с прямоточным глушителем. Что говорят специалисты по этому поводу? Опять же, данный фильтр должен применяться только в случае, если двигатель турбирован, либо имеет другие измененные технические параметры. На заводском двигателе с установкой ФНС не достичь результатов, так же, как и с прямоточным глушителем. А вот после установки турбины ФНС просто необходим. Заводской фильтр не справляется с такой нагрузкой и не способен очистить такой объем воздуха за столь короткое время.
Удаление катализатора
Это еще один способ незначительного увеличения мощности. Каждый бензиновый двигатель с завода оснащается катализатором. Это специальный фильтр, что находится за выпускным коллектором и призван очистить газы от вредных веществ. Со временем данный катализатор забивается. Машина перестает нормально развивать скорость, возрастает расход. Причина банальна – двигатель задыхается собственными газами. Выход из ситуации – удаление катализатора. Это можно реализовать несколькими способами:
- Выбить керамический наполнитель.
- Заменить катализатор целиком на проставку, либо на пламегаситель.
В результате обеспечивается свободный ход выхлопным газам. Но нужно понимать, что данный способ не прибавит существенной мощности. Разница будет ощутима, если до этого вы ездили на сильно забитом катализаторе.
Увеличиваем мощность дизельного двигателя
В отличие от бензиновых моторов, дизельные труднее поддаются доработкам, ввиду более сложной конструкции. Однако на данный момент есть неплохой способ увеличения мощности. Это установка блока, который меняет режим работы форсунок. Плюс метода в том, что блок может использоваться на двигателях с любой топливной аппаратурой. Это тоже можно назвать своего рода чип-тюнингом. Конструкция двигателя при этом не подвергается изменениям. При этом возрастает крутящий момент ДВС.
Какие есть отрицательные моменты? Из минусов стоит отметить то, что двигатель все же терпит более высокие нагрузки. Соответственно, ресурс хоть и немного, но будет снижен.
Подводим итоги
Итак, мы рассмотрели способы, как можно увеличить мощность двигателя. Как видите, вариантов существует масса. Наиболее эффективный из них – это установка наддува. Наименее результативный – установка прямотока и ФНС. Если вы не планируете делать из своего автомобиля спортивный болид, то компромиссным вариантом станет чип-тюнинг. После прошивки ЭБУ мотор будет резвее отзываться на педаль, при этом не нужно думать о замене поршневой на облегченную, либо об установке спортивных распредвалов.