Регулятор холостого хода является одним из основных механизмов в системе управления любым инжекторным двигателем. От того, насколько корректно он работает, зависит стабильность работы двигателя на холостом ходу. Также от РХХ зависит расход топлива и внезапные остановки ДВС. Давайте посмотрим, как устроен и работает данный датчик-регулятор, как проверить регулятор холостого хода, если он неисправен. Поломки его случаются достаточно часто. А ресурс его невелик ввиду того, что он находится в работе постоянно.
Где находится РХХ, его функции
Вам будет интересно:Отрицательный развал. Зачем делают отрицательный развал задних колес
Данное устройство необходимо для решения четырех основных функций. Первостепенная задача – это поддержка определенного количества оборотов холостого хода. Также регулятор обеспечивает запуск двигателя в мороз. Устройство умеет повышать обороты для ускоренного прогрева. По мере того как антифриз в двигателе нагревается, прогревочные обороты постепенно падают. Если этого не произошло, то это говорит о поломке датчика. Нужно понимать, как проверить регулятор холостого хода.
Вам будет интересно:Тюнинга «Хонда Пилот»: улучшаем экстерьер, салон, делаем мощнее двигатель
РХХ также поддерживает минимально допустимые обороты холостого хода, когда педаль газа отпущена. РХХ отвечает за создание смеси топлива с воздухом с правильной стехиометрией. За счет этого обеспечивается оптимальный расход топлива и стабильная работа мотора. Найти регулятор холостого хода можно на дроссельном узле. На большинстве бензиновых моторов он находится вблизи датчика положения дроссельной заслонки.
Устройство и принцип действия
Перед тем как проверить регулятор холостого хода, нужно хотя бы приблизительно узнать, как устроено и по какому принципу работает данное устройство.
Можно выделить две схемы, по которым работает данное устройство. Первая схема – это непосредственная регулировка дроссельной заслонки. Вторая – это регулирование пропускной способности обходного канала холостого хода дроссельной заслонки.
На большинстве двигателей в качестве исполнительного устройства РХХ применяют шаговые двигатели. Они имеют массу преимуществ в сравнении с другими типами приводов. Это повышенная точность, малый ток потребления, возможность управления работой в импульсном режиме.
Когда дроссельная заслонка полностью закрыта, двигатель может поддерживать обороты холостого хода за счет частичной подачи топлива через обходной канал ХХ. РХХ оснащен запорной иглой, которая двигается по командам от ЭБУ. Двигаясь, игла регулирует ширину канала для поступления воздуха, от количества которого и зависит холостой ход.
Для каждого типа ДВС производителем устанавливается оптимальная частота оборотов на ХХ. Диапазон составляет от 600 до 1000 об./мин.
РХХ, которые непосредственно регулируют дроссельную заслонку, оставляют небольшую щель для доступа минимального количества воздуха во впускной коллектор двигателя. За счет этого обеспечивается поддержание холостых оборотов. При нажатии на педаль газа РХХ отключается и остается в том положении, в котором был до нажатия на педаль. Таким образом снижается нагрузка на привод механизма.
Признаки неисправности
Первый признак – это неустойчивая работа двигателя в режиме холостого хода. Это можно легко услышать. Перепады оборотов будут отчетливо слышны. Кроме того, двигатель при такой работе обязательно будет вибрировать.
Когда водитель переходит в нейтральную передачу, двигатель тут же глохнет. Это часто можно наблюдать перед светофорами. Также о неисправности РХХ можно судить по нестабильным оборотам.
Как еще проверяют регулятор холостого хода 2110? Бывает и так, что непосредственно после запуска двигателя он не работает на повышенных оборотах. При нажатии на педаль акселератора реакции двигателя нет. Задуматься о замене регулятора можно и тогда, когда при включении электрических приборов падают обороты двигателя.
Такие неисправности могут быть по отдельности или в комплексе. Но когда они появляются все сразу, это говорит о запущенной ситуации. Владелец автомобиля должен знать, как проверить регулятор холостого хода, потому что устройство может подвести в любой момент.
Причины неисправностей РХХ
Вне зависимости от того, что стало поводом для выхода датчика из строя, затягивать время диагностики и замены не стоит. Поломка РХХ сильно влияет на работу мотора. Среди причин можно выделить износ направляющих иглы, а также обрыв внутри датчика.
Типичные поломки
Чтобы знать, как проверить регулятор холостого хода ВАЗа, нужно ориентироваться в типичных для данного устройства неисправностях.
Среди частых проблем можно выделить проблемы с проводкой – например, часто случается обрыв питания. В разъемах датчика могут окислиться электрические контакты. Проблема усугубляется и тем, что трудно проводить диагностику из-за ненадежных соединений. Неисправность может проявляться лишь иногда.
Еще одна типичная поломка для данного устройства – это шаговый электромоторчик. Причина неисправностей - его загрязнение. В основном страдает шток, порой разрушается уплотнительное кольцо. Иногда в ходе диагностики выявляется износ самого штока. Загрязнение видно визуально – достаточно снять и осмотреть устройство.
Как быстро выявить поломку?
Работа РХХ напрямую не связана с электронным блоком управления в автомобиле. ЭБУ двигателя устанавливает только вылет штока РХХ. На шаговый двигатель подается определенный ток. Но электроника не может определить, в каком положении находится шток – значения не фиксируются. Если имеются проблемы с РХХ, загорится лампа “Проверьте двигатель”.
Как проверить регулятор холостого хода ВАЗ-2114 с помощью диагностического сканера? Подключив его, нужно считать ошибки. Среди типичных можно выделить:
- P0505 – неисправность в цепи управления.
- P0506 – блокировка датчика.
- P1509 – перегрузка цепи.
- P1513 – КЗ в управляющей цепи.
- P1514 – обрыв.
Проверка РХХ с мультиметром
В отличие от сканера, мультиметр в данном случае гораздо эффективнее. В данном способе подразумевается измерения тока на разъеме датчика. Если питания нет при включенном зажигании, то можно констатировать обрыв. Также проверяют напряжения на обмотке статора. Давайте посмотрим, как проверить регулятор холостого хода мультиметром, так как шаговый двигатель имеет две обмотки и легко ошибиться.
Первым делом проверяют, если напряжение на датчике. Щупами касаются контактов «А» и «B», а затем «C» и «D» в режиме сопротивления – тестер должен показать примерно 53 ОМ. Далее то же самое проделывают с парами «B» и «D» и «A» и «C». Здесь сопротивление должно двигаться к бесконечности. В противном случае датчик неисправен и требует замены.