Очень часто начинающие водители задаются вопросом, какой бензин лучше заливать в автомобиль. На данный момент существует несколько разновидностей топлива, с разным октановым числом. Какой именно тип лучше использовать, чтобы не «приговорить» мотор? Что такое октановое число и степень сжатия двигателя? Попробуем разобраться в нашей сегодняшней статье.
Про степень сжатия
Итак, сперва разберемся с данным определением. Степень сжатия – это геометрическая безразмерная величина, которая вычисляется по следующему принципу. Полный объем цилиндра делится на объем камеры сгорания. В результате и получается степень сжатия. На двигателях старых ВАЗов данная величина составляла около 8 единиц. А моторы старых ЗИЛов и ГАЗонов имели степень сжатия, равную 6. Сейчас же картина изменилась. Современные иномарки имеют данные показатели в 12 и более единиц. Наиболее технологичным сейчас является мотор «СкайАктив» от компании «Мазда». Его степень сжатия увеличили до 14 единиц.
Вам будет интересно:Автомобиль FAW 6371: технические характеристики, запчасти, обзор и отзывы владельцев
Вам будет интересно:Масляная эмульсия в расширительном бачке: особенности, свойства и отзывы
Что определяет данное число? Чем оно выше, тем больше вероятность, что смесь внутри камеры самовоспламенится от большого давления. Также отметим, что степень сжатия определяет мощность и расход топлива. Соответственно, чем выше данное число, тем мощнее и экономичнее мотор, и наоборот (двигатели ЗИЛов как раз являются прямым подтверждением). И чтобы топливо могло противостоять самовоспламенению, оно должно обладать определенными характеристиками. Отсюда и пошло понятие «октановое число». Об этом расскажем далее.
Октановое число – что это?
Данная характеристика определяет детонационную стойкость топлива. То есть октановое число – это величина способности бензина противостоять самовозгоранию при сжатии. Другими словами, чем выше ОЧ, тем меньше вероятность, что топливо воспламенится от давления. На сегодняшний момент можно приобрести бензин с разным ОЧ. Обычно это топливо А-92 и А-95. Однако, существует еще 98-й и «сотый» бензин, но встречаются они гораздо реже. Есть и спортивные двигателя со степенью сжатия в 16 единиц. Для них требуется наличие бензина с октановым числом не ниже 102.
Как видите, степень сжатия и октановое число – очень важные параметры. Стоит отметить, что при производстве бензина в ходе гидрокрекинга, его ОЧ не будет превышать отметки в 85 единиц. Но как тогда на АЗС продается топливо с гораздо большим ОЧ? Все просто – перед продажей в топливо добавляются присадки. Именно они доводят бензин до нужного октанового числа. В качестве присадок используются спирты и эфиры.
Также существует разграничение между атмосферными и турбированными двигателями. В последнем случае при любых обстоятельствах должен применяться бензин с ОЧ не ниже 95.
Можно ли заливать топливо с более низким ОЧ?
Продолжаем изучать зависимость октанового числа от степени сжатия. Возьмем такой пример. У нас имеется автомобиль, в который завод-производитель рекомендует заливать 95-й бензин. Что будет, если использовать топливо А-92? В таком случае возникает большая вероятность детонации. Что это такое? Это процесс взрывного воспламенения топлива в камере сгорания двигателя. при детонации, пламя может распространяться со скоростью до 2 тысяч м/с (норма – не более 45). Ударная волна негативно влияет на все части двигателя, с которыми она соприкасается. Это головка блока цилиндров, впускные и выпускные клапана, а также кривошипно-шатунный механизм.
Смесь при детонации воспламеняется задолго до того момента, как поршень дошел до верхней мертвой точки. Ввиду этого, поршень испытывает колоссальные нагрузки. Также отметим, что смесь будет возгораться не от свечи, а от давления, как на дизельном моторе. При такой работе ресурс двигателя сокращается в десятки раз. Поэтому так важно знать, какой у автомобиля степень сжатия, и октановое число бензина, что рекомендует использовать производитель.
На современных двигателях есть датчики детонации. Они в случае использования низкооктанового топлива корректируют угол зажигания. Таким образом, риск детонации снижается в несколько раз. Однако намеренно использовать 92-й бензин там, где прописан 95-й, не рекомендуется.
Степень сжатия и октановое число: можно ли заливать более высокооктановое топливо?
Рассмотрим другой пример. В автомобиль залит 95-й бензин, однако производитель рекомендует А-92. Что произойдет в таком случае? Есть миф, что при таком раскладе прогорает прокладка головки. Но как показывает практика, это случается лишь на старых карбюраторных моторах. В случае с инжекторными автомобилями, коих сейчас абсолютное большинство, ничего трагического не произойдет. Электроника автоматически исправит угол зажигания. Также будет небольшой прирост мощности на 2 процента. Но смысла лить дорогой 98-й бензин в иномарку 2000-х годов нет. Поэтому лучше использовать тот сорт, который прописан производителем.
Степень сжатия двигателя и октановое число бензина: что лучше заливать?
Определить, какое именно топливо можно лить в автомобиль, можно и по степени сжатия. Так, если последний показатель составляет не более 8,5, то двигатель может работать на топливе А-76. Если октановое число составляет от 8,5 до 9 единиц, рекомендуется использовать топливо А-80. 92-й бензин заливают в автомобили, где степень сжатия двигателя от 10 до 10,5. Это большинство иномарок 90-х и начала 2000-х годов. Если у вас более новый автомобиль, где степень сжатия двигателя от 10,5 до 12, необходимо применять бензин с ОЧ 95. Для каких машин подходит 98-й сорт? Это топливо рекомендуется заливать в двигатели со степенью сжатия от 12 до 14 единиц. А если это спортивный мотор, здесь стоит использовать «сотый». Это касается двигателей со степенью сжатия более 14 очков.
Возможна ли экономия?
Рассматривая степень сжатия и октановое число, стоит отметить тот факт, что при использовании топлива с более высоким ОЧ, расход двигателя немного снижается. Но добиться существенной экономии все же не получится – говорят водители. Разница лишь в пределах погрешности – не более четырех процентов. При этом стоит понимать, что цена высокооктанового бензина всегда выше, а потому экономия сводится на нет.
Заключение
Теперь мы знаем, что такое степень сжатия и октановое число бензина. Как видите, эти два понятия тесно взаимосвязаны. Зная степень сжатия силового агрегата, можно точно знать, какое топливо ему показано производителем.