КТМ-690 – мотоцикл, для неискушенного райдера ничем, кроме фирменной раскраски и именитого происхождения на первый взгляд не примечательный. Однако при ближайшем рассмотрении становится ясно, сколь значительно он выделяется из общей массы одноклассников. Австрийским мотопроизводителям удалось построить и запустить в серийное производство мотоцикл, аналогов которого среди моделей других компаний просто не было. КТМ-690 изначально разрабатывался как легкий эндуро спортивного направления. Однако силовой агрегат, который в итоге получил мотоцикл, расширяет эксплуатационные возможности модели, позволяя райдеру уверенно чувствовать себя как на шоссе, так и при длительных путешествиях по маршрутам, где асфальта, как и, собственно, дорог никогда не было, либо качество покрытия оставляет желать много лучшего.
Вам будет интересно:Квадроцикл: устройство, виды, лучшие производители, советы по выбору
Главное – мотор
Без сомнения, силовой агрегат мотоциклов этой серии обладает выдающимся техническим потенциалом и отличной производительностью. Именно двигатель выводит характеристики КТМ-690 на совершенно новый уровень, что, конечно, требует от райдера определенной уверенности в себе, а самое главное – наличия необходимых навыков управления столь норовистым транспортным средством.
История создания
Сама концепция серийного применения большекубатурных четырехтактных одноцилиндровых силовых агрегатов в мотоциклетном сообществе, сделавшая возможным появление КТМ-690, зародилась в начале восьмидесятых годов двадцатого столетия, когда соревнования по мотокроссу, до этого регулярно проходившие в Европе, получают статус чемпионата мирового уровня. Именно тогда для участия добавился еще один класс двигателей – четырехтактные моторы рабочим объемом более пятисот кубических сантиметров.
Первыми эту нишу рынка мотоциклетного моторостроения заняли австрийцы. Фирма «Ротакс» выпускает двигатель, который в дальнейшем был приобретен многими компаниями и устанавливался на множество моделей различных мировых мотопроизводителей, в том числе и КТМ. Мотор получился весьма удачным, оборудованные им мотоциклы занимали призовые места во множестве соревнований, и вдохновленные успехом инженеры «КТМ» в начале девяностых годов принимают решение о разработке и выпуске в серию силового агрегата собственной конструкции. Так и появился мотор, который впоследствии устанавливался на множество моделей компании, будь то городской боец – КТМ duke 690, или различные эндуро – модификации, предназначенные для эксплуатации вдали от асфальтовых дорог.
Стремительная эволюция
Изначально появился мотор, имевший 550 кубических сантиметров рабочего объема, 45 лошадиных сил при замере с колеса и весьма высокий уровень вибраций. Однако развитие модельного ряда было невероятно стремительным, свет увидели сразу пять модификаций КТМ-690, включая раллийный прототип, одерживавший победу в гонках «Дакар» пять раз. В середине двухтысячных представленный силовой агрегат получил очередное обновление, в числе изменений было и увеличение объема. Данный двигатель в дальнейшем был использован для создания нового раллийного мотоцикла, в конструкции которого были воплощены многие новаторские технические решения, такие как силовая концепция рамы собственной разработки компании, а также бензобак, выполненный из полимерных материалов, который устанавливался в задней части мотоцикла, под сиденьем. Последующие изменения в правилах проведения соревнований не позволили в полной мере реализовать спортивный потенциал мотоцикла, и прототип раньше времени был отправлен на покой.
Приключения для всех
Однако представители широкой общественности не забыли о существовании столь перспективных наработок в компании. Ценители марки терпеливо ожидали выхода полноценной «гражданской» версии раллийной машины, и в конце нулевых мир увидел новый КТМ-690 эндуро, унаследовавший от прототипа все лучшее – около 140 килограммов массы, при 66 лошадиных силах с коленчатого вала, усиленный бак из пластика, выполняющий функции силовой части рамы. А так как мотоцикл был предназначен для широкого круга потребителей, то к оборудованию были добавлены полное светотехническое оснащение, высокоинформативная приборная панель и комфортные подвески с рабочими ходами в 250 миллиметров.