К 1944 году командование РККА пришло к выводу, что имеющихся у них средств для противостояния фашистским танкам недостаточно. Срочно требовалось качественно усилить советские бронетанковые войска. Среди различных моделей, состоящих на вооружении Красной армии, особое внимание заслуживает ПТ САУ-100. Как утверждают военные эксперты, РККА стала обладательницей высокоэффективного противотанкового средства, способного успешно противостоять всем серийным образцам бронетехники вермахта. Об истории создания, устройстве и тактико-технических характеристиках САУ-100 вы узнаете из данной статьи.
Знакомство
Вам будет интересно:Почему танк назвали танком, а не лоханью?
САУ-100 (фото бронетехники - ниже) является средней по массе советской противотанковой самоходной артиллерийской установкой. Данная модель относится к классу истребителей танков. Базой для ее создания послужил средний танк Т-34-85. Как утверждают специалисты, советские САУ-100 - это дальнейшее развитие самоходных установок САУ СУ-85. Тактико-технические характеристики этих систем больше не устраивали военных. Из-за недостаточной мощности советских артиллерийских установок такие немецкие танки, как «Тигр» и «Пантера», могли навязать бой с дальних дистанций. Поэтому планировалось в будущем САУ-85 заменить на САУ-100. Серийное производство осуществлялось на Уралмашзаводе. Всего советской промышленностью было выпущено 4976 единиц. В технической документации данная установка значится как ПТ-САУ СУ-100.
Вам будет интересно:"Оса М 09": устройство и характеристики пистолета
История создания
СУ-85 считается первой артиллерийской системой класса истребителей танков, которая выпускалась советской оборонной промышленностью. К ее созданию приступили в начале лета 1943 года. Базой для установки послужили средний танк Т-34 и штурмовое орудие СУ-122. С 85-миллиметровой пушкой Д-5С данная установка успешно противостояла средним немецким танкам на дистанции до тысячи метров. С ближнего расстояния из Д-5С пробивалась броня любого тяжелого танка. Исключение составили «Тигр» и «Пантера». Эти танки вермахта отличались от остальных усиленными огневой мощью и броневой защитой. Кроме того, они имели очень эффективные прицельные системы. В связи с этим Главный комитет обороны поставил перед советскими конструкторами Уралмашзавода задачу - создать более эффективные противотанковые средства.
Вам будет интересно:Пулемет "Максим": устройство, история создания и технические характеристики
Сделать это следовало в очень сжатые сроки: в распоряжении оружейников были лишь сентябрь и октябрь. Изначально планировалось немного изменить корпус СУ-85 и оснастить ее 122-миллиметровой пушкой Д-25. Однако это привело бы к увеличению массы установки на 2,5 тонны. Кроме того, уменьшились бы боекомплект и скорострельность. Не устраивала конструкторов и 152-миллиметровая гаубица Д-15. Дело в том, что с этим орудием была бы перегружена ходовая часть, и машина бы имела сниженную подвижность. В то время одновременно велись работы по длинноствольным 85-миллиметровым орудиям. После проведенных испытаний стало ясно, что эти пушки имеют неудовлетворительную живучесть, поскольку несколько из них разорвалось во время стрельбы. В начале 1944 года на заводе № 9 создали 100-миллиметровое орудие Д-10С.
Руководил работами советский конструктор Ф.Ф. Петров. Базой для Д-10С послужило морское зенитное орудие Б-34. Преимущество Д-10С заключалось в том, что ее можно было монтировать на самоходку, не подвергая технику каким-либо конструкторским изменениям. Масса самой машины при этом не увеличивалась. В марте создали опытный прототип "Объект № 138" с Д-10С и отправили на заводские испытания.
Тестирование
На заводских испытаниях бронетехника прошла 150 км и выпустила 30 снарядов. После ее доставили на прохождение испытаний государственного уровня. На Гороховецком артиллерийском научно-испытательном полигоне прототип произвел 1040 выстрелов и прошел 864 км. В результате техника была одобрена государственной комиссией. Теперь перед сотрудниками Уралмашзавода стояла задача как можно быстрее наладить серийный выпуск нового самоходного комплекса.
О производстве
Выпускать ПТ-САУ СУ-100 начали на Уралмашзаводе в 1944 году. Кроме того, лицензию на изготовление самоходок в 1951 г. приобрела Чехословакия. Как утверждают специалисты, общее количество ПТ-САУ СУ-100, выпущенных советской и чехословацкой промышленностью, варьируется в пределах 4772-4976 единиц.
Описание
Вам будет интересно:Лучшее охотничье ружье: обзор, характеристики и фото
Как утверждают специалисты, САУ-100 имеет такую же компоновку, как и базовый танк. Местом управленческого и боевого отделений стала лобовая часть бронетехники, в корме отведено место для моторно-трансмиссионного. В немецком танкостроительстве использовалась традиционная компоновка, когда силовой агрегат устанавливали на корму, а ведущие колеса и трансмиссию - на переднюю. Подобное устройство имел САУ Е-100 Jagdpanzer. Конструкторские работы по данной модели велись в 1943 в городе Фридберге. Немцы, как мы видим, также пытались максимально оптимизировать производство бронетехники. Например, эксперты вермахта посчитали, что изготовление сверхтяжелого танка Maus обошлось бы стране слишком дорого. Поэтому Jagdpanzer разрабатывался как альтернативный вариант "Маусу". В боевом экипаже танка САУ-100 четыре человека, а именно: механик-водитель, командир, наводчик и заряжающий.
Водитель располагался в лобовой части с левой, а командир - с правой стороны от орудия. Сзади него было отведено рабочее место для заряжающего. Наводчик сидел за механиком с левой стороны. Чтобы экипаж мог осуществлять посадку и высадку, бронекорпус оборудовали двумя створчатыми люками - в крыше командирской башни и на корме. Десантироваться боевой экипаж мог через люк, который располагался в днище боевого отделения. Люк в рубке использовали для панорамы орудия. При необходимости члены экипажа могли стрелять из личного оружия. Специально для этой цели бронекорпус САУ оснастили отверстиями, которые закрывались с помощью броневых заглушек. Крыша рубки была оборудована двумя вентиляторами. Крышка в моторно-трансмиссионном отделении и откидная верхняя кормовая плита содержали несколько лючков, через которые механик, как и в Т-34, мог добраться к трансмиссии и силовому агрегату. Круговой обзор обеспечивали смотровые щели в башне танка в количестве пяти штук. Кроме того, башенку оборудовали перископическим смотровым прибором Мк-4.
О вооружении
В качестве основного оружия в САУ-100 использовали 100-миллиметровую нарезную пушку Д-10С 1944 года выпуска. Бронебойный снаряд, выпущенный из данного орудия, к цели двигался со скоростью 897 м/с. Показатель максимальной дульной энергии составил 6,36 МДж. Данное орудие обладало полуавтоматическим горизонтальным клиновым затвором, электромагнитным и механическим спусками. С целью обеспечить плавную наводку по вертикали Д-10С оснастили пружинным компенсирующим механизмом. Для противооткатных устройств разработчик предусмотрел гидравлический тормоз-откатник и гидропневматический накатник. Расположили их с обеих сторон над стволом. Общий вес орудия, затвора и открывающего механизма составил 1435 кг. Установили пушку на лобовую плиту рубки на двойные цапфы, что давало возможность производить наводку в вертикальной плоскости в пределах от -3 до +20 градусов и в горизонтальной - +/-8 градусов. Наведение орудия выполнялось ручным подъемным секторным и поворотным винтовым механизмами. Во время выстрела Д-10С откатывалось на 57 см. Если требовалось выполнить прямую наводку, экипаж применял телескопический шарнирный прицел ТШ-19 с четырехкратным увеличением. Данная система обеспечивала видимость в поле зрения до 16 градусов. С закрытой позиции применялись панорама Герца и боковой уровень. В течение одной минуты из основного орудия можно было произвести до шести выстрелов. Кроме того, для боевого экипажа прилагались два 7,62-миллиметровых пистолета-пулемета ППШ-41, четыре противотанковые гранаты и 24 ручных осколочных противопехотных оборонительных Ф-1. В дальнейшем ППШ заменили на автомат Калашникова. Как утверждают специалисты, в Великую Отечественную экипаж САУ-100 в редких случаях мог применять дополнительные ручные пулеметы.
О боеприпасах
Для основного вооружения самоходки предусматривались 33 унитарных выстрела. Снаряды укладывались в рубке - для этой цели производитель изготовил специальные стеллажи. Семнадцать из них были в левой части борта, восемь - в задней, восемь – в правой. В Великую Отечественную боекомплект состоял из остроголовых и тупоголовых калиберных бронебойных, осколочных и осколочно-фугасных снарядов.
После окончания войны боекомплект дополнили сначала более эффективными бронебойными снарядами УБР-41Д, в которых имелись защитные и баллистические наконечники, а затем подкалиберными и невращающимися кумулятивными. В штатном боекомплекте самоходки имелись осколочно-фугасные (шестнадцать штук), бронебойные (десять) и кумулятивные (семь снарядов). Дополнительное вооружение, а именно ППШ, комплектовалось патронами численностью 1420 штук. Укладывали их в дисковые магазины (двадцать штук).
О ходовой части
Как утверждают эксперты, в данной сфере самоходка практически не отличается от базового танка Т-34. Каждый из бортов в САУ имел двускатные опорные катки (по пять штук). Их диаметр составил 83 см. Для ходовой с ведущим колесом, подвеской Кристи и ленивцем предусмотрели резиновые бандажи. Установка без поддерживающих катков - чтобы зацепить верхнюю ветку ленты, воспользовались опорными катками. Ведущие колеса с гребневым зацеплением расположили сзади, а ленивцы с натяжными механизмами - спереди. В отличие от Т-34, ходовую часть САУ, а именно ее передние катки, усилили тремя подшипниками. Изменили также диаметр проволочных пружин с трех до 3,4 см. Гусеничная лента была представлена 72 штампованными стальными траками, ширина которых - 50 см.
Вам будет интересно:ТОЗ-119: характеристики и отзывы
Стремясь улучшить проходимость артиллерийской установки, траки в некоторых случаях снаряжали грунтозацепами. Крепили их посредством болтов на каждый четвертый и шестой траки. В 1960-х гг. САУ выпускали со штампованными опорными катками, как в Т-44М.
О силовой установке
В САУ применялся четырехтактный V-образный 12-цилиндровый дизельный двигатель В-2-34 с жидкостным охлаждением. Данный агрегат способен развить максимальную мощность до 500 лошадиных сил при 1800 оборотов в минуту. Показатель номинальной мощности составил 450 лошадиных сил (1750 оборотов), эксплуатационной - 400 лошадиных сил (1700 оборотов). Его запуск осуществлялся с помощью стартера СТ-700, мощность которого составляла 15 лошадиных сил. Также для этой цели использовался сжатый воздух, который содержался в двух баллонах. К дизелю прилагались два воздухоочистителя "Циклон" и два радиатора трубчатого типа. Общая емкость внутренних топливных баков составила 400 литров горючего. Имелись также четыре дополнительных наружных цилиндрических топливных бака по 95 литров. Они не были соединены со всей топливной системой артиллерийской самоходки.
О трансмиссии
Данная система представлена следующими компонентами:
- многодисковым главным фрикционом сухого трения;
- пятиступенчатой механической коробкой передач;
- двумя многодисковыми бортовыми фрикционами сухого трения и тормозами ленточного типа, использующими чугунные накладки;
- двумя простыми однорядными бортовыми редукторами.
Все управленческие приводы - механического типа. Чтобы механик-водитель мог производить повороты и торможение САУ, с обеих сторон его рабочего места расположили два рычага.
О противопожарном оборудовании
Как и в остальных образцах бронетехники СССР, в данной самоходно-артиллерийской установке имелся тетрахлорный переносной огнетушитель. Если внутри кабины вдруг произошло бы возгорание, экипажу довелось бы воспользоваться противогазами. Дело в том, что, попадая на горячую поверхность, тетрахлорид вступает в химическую реакцию с кислородом, содержащимся в атмосфере, в результате чего образуется фосген. Это сильнодействующее ядовитое вещество удушающего характера.
ТТХ
САУ-100 обладает следующими тактико-техническими характеристиками:
- весит бронетехника 31,6 тонны;
- в экипаже четыре человека;
- общая длина САУ с орудием составляет 945 см, корпуса - 610 см;
- ширина установки - 300 см, высота - 224,5 см;
- клиренс - 40 см;
- техника с гомогенной, стальной катанной и литой броней;
- толщина днища и крыши - 2 см;
- на шоссейной дороге САУ в час проходит до 50 км;
- пересеченную местность бронетехника преодолевает со скоростью 20 км/ч;
- самоходка с запасом ходит по шоссе - 310 км, по пересеченной местности - 140 км;
- показатель удельного давления на грунт составляет 0,8 кг/кв. см;
- артиллерийская установка преодолевает 35-градусные подъемы, 70-сантиметровые стенки и 2,5-метровые рвы.
В заключение
Как утверждают военные специалисты, данная самоходная артиллерийская установка в годы Великой Отечественной зарекомендовала себя как одна из лучших противотанковых систем. Характеристики САУ-100 позволяли войскам Красной армии успешно противостоять фашистским "Тиграм" и "Пантерам". Эти образцы бронетехники вермахта уничтожались с помощью советских САУ с расстояния 1500 м. Прямое попадание САУ-100 не могла выдержать и броневая защита "Фердинанда". В послевоенное время эти артиллерийские самоходные установки еще долго состояли на вооружении во многих государствах.
Преимущественно это страны бывшего Советского Союза, Словакия и Чехия. Несколько десятков самоходок сегодня используются как мемориалы в разных военных музеях.