Со времен появления на дорогах первых экипажей все движение нуждалось в комплексе знаков, видных с расстояния и понятных всем: как владельцам транспорта, так и обычным пешеходам. Эта необходимость привела к появлению всемирно известного жезла.
Из истории полицейского жезла
XX век - время популярности самобеглых колясок и кобыл. Поэтому неоднократно вставал вопрос о необходимости контроля их передвижения для предотвращения аварийных ситуаций. Даниил Драчевский, питерский градоначальник, в 1907 году первым ввел в пользование белую деревянную палку, чья длина не превышала 90 см. Ее предполагалось носить в кожаном чехле на поясе и доставать только при определенных ситуациях. Такую палку вручили дорожным полицейским, в то время носившим звание регулировщиков. Они могли достать ее только с конкретной целью:
- указать на машину, которая сейчас должна сделать остановку;
- поднять палку вверх и вращать пару минут, чтобы остановить пешеходов и все транспортные средства, которые в данный момент находятся на дороге.
Вам будет интересно:САУ-100: история, технические характеристики и фото
Вам будет интересно:Почему танк назвали танком, а не лоханью?
Когда к власти пришли большевики, цвет регулировочной палки они немного изменили, добавив черные полосы. В 1922 году кардинально поменялся внешний вид палки: уменьшилась длина до 49 см, поменялся цвет с полосатого на желтый. В то же время была дополнена инструкция по ее использованию: введены категорические запреты на любые лишние действия. Причина этого действия кроется в том, что в то время светофоры были огромной редкостью, поэтому регулировщики со специальными жезлами были единственным способом контролировать дорожное движение. Они могли это осуществлять только с помощью двух действий - подъема и опускания своей палки.
В 30-х годах такие жезлы полностью изъяли из употребления. Взамен им дорожным милиционерам выдали белые перчатки, призванные выполнять аналогичные функции. Но это явление было временным, и, видимо, не понравилось народу, так как 27 апреля 1939 года жезлы опять заняли свое законное место. Их цвет изменили на черно-белый, объяснив это биологическими причинами: на общем фоне красок черно-белый цвет быстрее привлекает внимание человеческого мозга. Это обусловлено особенностями жизни предков людей, которые охотились по ночам, пытаясь при этом защитить себя от хищников. Поэтому черно-белое зрение человека развито лучше цветного.
В 60-е годы у гаишников снова забрали жезлы. В этот период в течение двух лет проводился эксперимент, призванный приучить милицию контролировать дорожное движение только с помощью рук. Эта попытка закончилась удачно, и до 1969 года гаишники взмахами рук регулировали передвижение водителей и пешеходов.
Но потом опять начали использовать жезлы. Впоследствии предпринимались попытки заменить его фонариком, ножиком, шокером и так далее, но они не увенчались должным успехом. Милиционерам было тяжело весь день работать с тяжелым деревянным предметом, поэтому очередное новшество по изменению материала с дерева на пластик прекрасно встретили и без проблем к нему приспособились.
В Курской области можно найти одну из наиболее интересных и полных коллекций дорожных жезлов, которой на данный момент нет равных. Она принадлежит полковнику местной полиции Александру Нарыкову. В его коллекции можно увидеть более 40 видов полицейских жезлов, принадлежащих различным странам.
Виды
Полицейские жезлы бывают нескольких видов.
Параллельно с ней пользуются спросом аналоги, внешне практически не отличимые, но изготовленные из пластмассы. В состав обеих дубинок входят светоотражающие элементы, облегчающие работу в темное время суток.
Судя по отзывам регулировщиков, качество изделия не особо отличается от игрушки. Полицейский жезл такого рода неплохо выполняет свои функции, но требует к себе весьма бережного отношения.
Прощание с жезлом, или ограничение функций знаменитого приспособления на территории Украины
Органами правления четко определена область задач полицейских и тех функций, за которые отвечают представители органов МВД. В список, предназначенный для полицейских, вошел запрет на использование жезла с целью остановки транспорта.
Этот момент четко обозначен в дополнительном документе КМУ, который был обнародован 22 марта 2017 года. С того дня в общее употребление вошло такое понятие, как сервисный центр МВД. Помимо этого, были расширены возможности сервисных центров, которых уполномочили разрабатывать пути обучения вождению, а также создавать новые сигналы, обозначающие конкретные действия, заняться обновлением оснащения транспортных средств.
Дополнительный документ КМУ разделил область полномочий полицейских и работников сервиса МВД в вопросах утверждения маршрутов разного вида транспорта, создания уникальных сигналов для регулирования дорожного движения, обновления оснащения транспортных средств и так далее. Наряду с этим была немного видоизменена программа по обучению новых водителей, включающая корректировку по работе полицейского жезла. Отныне полицейские могли с его помощью только регулировать движения транспорта, а останавливать обязаны лишь красным диском или обычным движением руки. Поэтому водители должны прекратить движение по первому требованию сотрудника правоохранительных органов. В дополнение ко всем новшествам определение "милиция" заменили на "полиция".