Процесс эксплуатации автотранспортного средства на территории России регулируется множеством нормативных актов, от ПДД до ГОСТов и технических регламентов. Это относится и к тонировке стекол на машине. Такая защита хоть и уменьшает нагревание салона, но излишнее старание в этом вопросе может стать причиной наложения штрафа.
Зачем нужна?
Тонировка – это затемняющее покрытие. Основная цель - снижение просматриваемости салона и количества попадающих внутрь лучей солнца.
Даже тонировка по ГОСТу имеет множество преимуществ:
- возможность скрыть наличие вещей от воров;
- увеличение прочности стекол;
- улучшение поглощения солнечных лучей и, как следствие, естественное снижение температуры внутри салона;
- снижение света от фар чужих автомобилей;
- снижение потребления топлива на работе кондиционера;
- предотвращение выгорания салона.
Вам будет интересно:Оформление ДТП: порядок, наказание за правонарушение, советы юристов
В то же время излишняя тонировка может стать причиной аварии, так как сильно снижается видимость для водителя. В свою очередь, дополнительное покрытие стекла может дать повод работнику ГИБДД наложить штраф.
Нормативы
Вам будет интересно:Виды ДТП: наезд, опрокидывание, столкновение и иные типы
Если провести тонировку по ГОСТ 32565-2013, то никаких вопросов с представителями ГИБДД не должно возникать. Документ действует с 2015 года. Согласно требованиям документа выделяют 2 категории стекол:
- обеспечивающие обзор спереди;
- обеспечивающие видимость сзади.
ГОСТ на тонировку передних стекол предусматривает 75 % светопропускания. Для боковых стекол этот показатель должен равняться 70 %. При наличии боковых зеркал для заднего обзора никаких требований по светопропускной способности заднего стекла не предусмотрено.
В автобусах даже допускается использование шторок или жалюзи, то есть для задних стекол разрешен показатель, равный 5 %. Тонировка передних стекол по ГОСТу может проводиться путем нанесения на верхнюю часть светопропускной полосы шириной не более 140 мм.
Зеркальное покрытие
Вам будет интересно:Знаки "Остановка" и "Стоянка": описание, зона действия, исключения из правил и наказание
Никакого запрета в государственном стандарте не предусмотрено относительно присутствия на тонировке зеркального эффекта, главное - придерживаться светопропускной нормы.
Важно помнить, что металлизированное или зеркальное покрытие не должно превышать пропускной показатель в 60 %. Если он будет больше, то водитель впереди идущего или встречного транспорта может отвлекаться на блики, которые будут от покрытия.
«Хамелеон»
Атермальная тонировка по ГОСТу в народе получила название «хамелеон». Светопропускной показатель у нее на достаточно высоком уровне и равняется 80 %, что допускается стандартом. Однако при нанесении покрытия обязательно следует требовать сертификат качества, так как на рынке множество подделок.
У атермального покрытия масса преимуществ:
- кондиционер может использоваться на минимальной мощности и в редких случаях;
- возможность отражения ИК-спектра;
- высокие показатели снижения температуры нагрева внутри салона;
- отделочные материалы не будут выгорать.
Главное, чтобы покрытие не создавало зеркального эффекта, и тогда у работников ГИБДД не будет возникать никаких вопросов.
Другие типы покрытия
Тонировка может быть нанесена путем напыления. Однако такой тип покрытия невозможно нанести в условиях собственного гаража. К тому же снять напыление проблематично.
Электронная тонировка в России практически не распространена, так как в стране она практически ни одной мастерской не освоена. Ее можно сделать под заказ, но обойдется такое удовольствие дорого.
На территории РФ по-прежнему самым популярным покрытием для стекол автомобилей остается съемная пленка. Ее легко снять, и покрытие стоит недорого.
Ответственность
Несмотря на введение новых нормативов тонировки по ГОСТу, штрафы все же остались. Согласно требованиям ст. 12.5 КоАП водитель может быть оштрафован, если покрытие стекол не соответствует стандарту, на 500 рулей. Если снять на месте остановки пленку, то штрафных санкций можно избежать, но не всегда. Количество затонированных стекол не влияет на размер штрафа.
Вам будет интересно:Возможно ли пожизненное лишение прав
Ранее эта же статья предусматривал снятие государственных номеров.
Повторное нарушение
Помимо финансового наказания водителю дадут срок для оплаты штрафа и снятия тонировки. Если в указанный период требования ГИБДД не будут выполнены и автовладелец опять попадется, то ему уже грозит штраф в размере от 1000 рублей.
В зависимости от степени тяжести и других обстоятельств, водителю могут присудить выполнение общественных работ. КоАП (ст. 20.25) также дает возможность арестовать нарушителя на 15 суток или оштрафовать уже на 5000 рублей.
На практике не все так строго, обычно выписывается предупреждение и штраф. Но не стоит рисковать, все же с нарушителями на дорогах продолжается борьба, тем более если не хотите оказаться в административном суде за такое правонарушение.
Как посчитать
Чтобы правильно посчитать светопропускную способность своего стекла после тонировки авто по ГОСТу, следует учитывать, что этот показатель никогда не равняется 100 %, даже если машина новая.
Самый простой расчет: 90 % коэффициент стекла × 80 % пленки / 100 = 72 %. То есть если у пленки показатель 80 %, то после ее наклейки у стекла будет 72 % светопропускной способности.
Хотя это довольно грубый просчет, так как зачастую новые машины пропускают свет от 80 до 85 %. Спустя несколько лет из-за царапин показатель снижается до 75 % и ниже.
Рекомендуется отказаться от покупки китайских пленок. У них плохая светопропускная способность, а надписи на самой упаковке редко отвечают действительности. Если стекла были затонированы на производственной линии, к тому же автомобиль не отличается новизной, то лучше отказаться от затенения, так как показатели на тауметре зашкалят.
Как проверяет ГИБДД
Представители правоохранительных органов проверяют тонировку лобового стекла по ГОСТу при помощи тауметра. Помимо того что этот прибор должен быть сертифицирован и опломбирован, проверка может проводиться при соблюдении ряда условий:
- замеры проводятся исключительно на стационарных постах;
- нельзя проводить проверку во время дождя;
- недопустимо замерять при влажности воздуха от 45 до 80 %;
- стекло обязательно должно быть сухим и чистым;
- проверка проводится в 3 разных точках стекла;
- температура на улице должна колебаться от +15 до +25 °С;
- в удостоверении сотрудника ГИБДД должна иметься отметка, что он имеет право на проведение проверки при помощи прибора.
Перед началом замеров представитель правоохранительных органов обязан замерить атмосферное давление. Граничные показатели, дающие право на поверку, равняются 645-795 мм рт. ст. Во всех остальных случаях водитель вправе отказаться от проверки тонировки по ГОСТу.
Закон не предусматривает никаких ограничений относительно времени суток, использовать тауметр можно даже ночью.
Точные показатели с прибора можно получить только в случае, если он прикреплен к сухому стеклу. Поэтому водители должны позаботиться самостоятельно об условиях замеров, чтобы были получены правильные данные.
Где могут проверить?
Помимо проверки на стационарном посту ГИБДД передняя тонировка по ГОСТу может измеряться при постановке на учет и прохождении ТО. Естественно, что в таких ситуациях не будут выписывать штраф, но документ могут не выдать до момента устранения несоответствий.
Самостоятельно можно заказать экспертизу, в результате которой выдадут заключение.
Если неправомерно обвиняют?
Прежде всего, если водителя остановил представитель ГИБДД с целью проверки степени затененности стекол, то надо запросить все документы на тауметр. Он должен обязательно проходить поверку или аттестацию в метрологической службе.
Каждый автовладелец должен помнить, что инспектор не вправе определять тонировку на глаз. Когда показатели используемого представителем ГИБДД прибора совершенно не сходятся с тем, которые указаны в экспертном заключении, то надо требовать проведения замеров другим прибором.
Если работник полиции все же составил протокол, то водителю лучше всего сделать отметку в документе, описав, какие нормы и требования законодательства были нарушены. Свое несогласие можно выразить путем составления жалобы в ГИБДД с параллельным обжалованием в суде. К обращению обязательно прилагается экспертное заключение.
Хитрости опытных водителей
Прежде всего, каждый водитель должен изучить правила пользования прибора, чтобы проконтролировать действия сотрудника ГИБДД. Это даст возможность выявить нарушения и опротестовать протокол о штрафе.
Многие водители, зная, что их тонировка лобового ГОСТу не соответствует, во время проверки просто ее снимают, хотя даже в этом случае штраф придется заплатить. Другие не ремонтируют прикуриватель, так как проще всего подключить тауметр именно к автомобилю остановленного водителя. А третьи шоферы, заметив ошибку в протоколе, умалчивают о ней, пока сотрудник полиции не оформит документ до конца. Есть большой шанс, что последний не захочет больше возиться и просто отпустит водителя.
По-прежнему, активисты требуют от правительства пересмотра разрешенной тонировки по ГОСТу и снижения коэффициента светопропускаемости хотя бы до 60 %, а для стекол на дверях - до 40 %.
Есть такие водители на дорогах, которые даже возят с собой экспертной заключение, подтверждающее стандартную светопропускную способность окон автотранспортного средства. Но для работников ГИБДД такой документ практически ничего не значит, и они редко на него реагируют положительно.
Как обстоят дела в других странах?
Это уже не праздный вопрос, многие люди путешествуют на собственных машинах, берут в аренду, поэтому важно знать, в каких странах граничные показатели тонировки стекол и вообще возможна ли она. Не секрет, что штрафы на дорогах других стран высокие, и перспектива их оплаты не радует.
В Великобритании, Польше и Дании аналогичные требования к пленке на стеклах транспортного средства. Они такие же, как в России, за исключением того, что в Дании задние боковые стекла должны пропускать не меньше 40 % света.
Во Франции более жесткие требования. Боковые стекла и лобовое запрещено заклеивать. Только на переднем можно наклеить полоску, которая по ширине не должна быть больше 10 см. Задние, боковые и ветровые стекла можно тонировать хоть полностью.
В Швеции переднее стекло должно пропускать 75 % света, все остальные – 70 %. В Голландии полный запрет на заклейку лобового стекла, к остальным не предъявляется никаких требований.
В США в целом требования к тонировке стекол аналогичные российским, однако штрафные санкции намного выше. В среднем по стране нарушение обойдется в 1000 $, в некоторых штатах даже предусмотрен арест на срок до 6 месяцев.