Моторное масло выполняет в системе транспортных средств ряд важных функций. Крайне важно выбирать состав, который рекомендует производитель двигателя. Существует множество разновидностей моторных масел. Они отличаются массой параметров. Чтобы понимать, какими качествами обладает состав, нужно рассмотреть сравнение моторных масел. Их классификация и особенности будут рассмотрены далее.
Функции моторных масел
Прежде чем выполнить сравнение моторных масел, нужно обратить внимание на функции этих составов. Главным их предназначением является защита двигателя от преждевременного износа. Этого получается достичь благодаря образованию на подвижных элементах конструкции масляной пленки. Она очень тонкая, но при этом прочная. Если масло будет подобрано неправильно, эта пленка разрывается, на трущихся поверхностях появляются сухие места. Механизмы перестают скользить. Сила трения и, соответственно, механический износ возрастают.
Вам будет интересно:Pirelli Winter Icecontrol: отзывы, описание, тесты
Масла, предназначенные для мотора, устраняют зазоры, просветы в цилиндрово-поршневой группе. Это обеспечивает правильную работу двигателя.
Вам будет интересно:Как прозвонить катушку зажигания мультиметром? Основные способы
Применение в системе правильно подобранного масла позволяет продлить срок эксплуатации мотора. Техобслуживание потребуется проводить значительно реже.
В процессе работы мотор может сильно нагреваться. Благодаря специальным присадкам, которые входят в состав масла, удается качественно отводить тепло от механизмов. Это снижает общую нагрузку на систему.
Проводя сравнение допусков моторных масел, которые предоставляют мировые компании в области машиностроения, можно отметить одно важное требование. Система не должна производить большое количество выхлопных газов. Количество токсинов в отработке должно быть минимальным. Для этого в состав масла входят особые вещества. Они поддерживают металлические элементы в чистоте, не позволяя накапливаться грязи, нагару и т. д. При этом все посторонние примеси и частицы собираются смазкой и удерживаются внутри нее во взвешенном состоянии. Это свойство соответствует требованиям современных стандартов.
Еще одной важной функцией, которую выполняют смазочные материалы в моторе, является предупреждение развития коррозии.
При использовании специальной продукции, которая соответствует всем требованиям производителей моторов, обеспечивается высокая мощность, тяговые характеристики системы. Это возможно только при использовании масла с оптимальными параметрами.
Сравнение масел по типу топлива и основы
Вам будет интересно:Экономитель топлива Fuelfree: развод или правда? Отзывы
Одной из главных характеристик является топливо, на котором работает автомобиль, и основа смазки. С этого показателя нужно начать сравнение моторных масел. Дизельные и бензиновые двигатели отличаются некоторыми особенностями работы, поэтому для них выбирают соответствующие составы. Различие состоит в первую очередь в количестве моющих присадок. В маслах для дизеля этих компонентов больше. Для бензиновых моторов количество моющих присадок будет меньше.
Еще одним немаловажным показателем смазочной продукции для двигателя является тип ее основы. Различают три основные разновидности масел:
- минеральные;
- синтетические;
- полусинтетические или гидрокрекинговые.
Минеральные масла – наиболее дешевый тип смазки. Этот состав производится из нефти. В состав такой продукции не входят добавки. В двигателях современных автомобилей этот вариант применяют редко. Это довольно вязкий тип смазок, он не может обеспечить надежную защиту системы в условиях повышенных нагрузок.
Зато для автомобилей старого образца, в которых установлен мотор с большим пробегом, этот тип моторных масел незаменим. Другие разновидности могут просачиваться сквозь микротрещины и люфты в системе. Придется доливать масло постоянно. Минеральные масла не вытекают из системы, обеспечивая ее качественное обслуживание.
Синтетические моторные масла изготавливают из искусственных компонентов. Каждая молекула такого состава имеет одинаковый размер. Проводя сравнение синтетических моторных масел с минеральными составами, стоит отметить, что это более текучий материал. Он быстро распространяется в системе, способен обеспечить качественную защиту мотора нового образца как при экстремальных нагрузках, так и при низких температурах.
В состав синтетики входят специальные присадки, которые улучшают качество работы мотора. Это практически универсальный тип моторных масел, который отличается высокой функциональностью. Такая смазочная продукция подходит для большинства современных двигателей. Недостатком синтетики является ее высокая цена. Но зато замену смазки потребуется проводить гораздо реже, чем при использовании минеральных составов.
Полусинтетика включает качества обеих разновидностей масел. Это продукция, которая имеет качества как минеральных, так и синтетических составов. Чаще всего применяется в современных моторах с большим пробегом. Стоимость полусинтетики ниже, чем у синтетики, но выше, чем у минеральной смазки.
Сравнение масел по стандарту SAE
Вам будет интересно:УАЗ-31622: описание, технические характеристики, отзывы владельцев
На следующем этапе нужно провести сравнение вязкости моторных масел. Это проще всего сделать по классификации стандарта SAE. В нашей стране он хорошо известен автомобилистам. Поэтому показатель вязкости определяется при помощи этой классификации.
SAE расшифровывается как Сообщество автомобильных инженеров. Оно зародилось в США. Этот стандарт предлагает классифицировать смазочную продукцию для автомобилей по показателю вязкости. При этом учитывается показатель текучести, на основе которого делается вывод о качестве смазочного продукта.
Чтобы представить потребителю характеристики вязкости, на упаковке указывается температурный диапазон. Эти рамки указывают, в каких условиях эксплуатируется масло. В этом случае двигатель сможет завестись без подогрева. Эта характеристика обозначается цифрами. Чем выше индекс, тем больше вязкость состава. Всего существует 11 категорий.
Существующие моторные масла различаются сезоном, во время которого его можно применять. Они могут быть летними, зимними или всесезонными. Последний из названных вариантов применяется чаще других. В этом случае водителю не нужно полностью менять масло в системе при наступлении холодов. В маркировке смазочного материала в этом случае присутствует две составляющие, например, 5W40. Сравнение моторных масел, проведенное по этому признаку, позволяет подобрать оптимальный вариант для существующего типа климата.
Сравнение всесезонных масел
Моторные масла не могут иметь класс вязкости больше 60. Такими характеристиками обладают трансмиссионные смазки. Существует 5 летних и 6 зимних категорий масел. Летние составы имеют только цифровое обозначение. Они могут варьироваться от 20 до 60. Этот показатель показывает, насколько вязкая смазка, а также как она реагирует на прогрев.
Зимние разновидности масел имеют в маркировке букву «W». Этот показатель раскрывает информацию, при какой температуре ниже нуля вязкость состава будет соответствовать требованиям производителя мотора.
Всесезонные разновидности имеют в своей маркировке обе разновидности характеристик. Например, проводя сравнение моторных масел 5W40, 0W20, 10W40, можно отметить, что для холодного климата в северных районах больше подойдет масло 0W20. Для южных регионов следует выбрать 10W40.
Стоит сказать, что при сравнении моторных масел 0W40, 10W40, 5W30 можно выделить наиболее устойчивую к холодам или жаре смазку. Зимний показатель характеризует, при какой температуре смазка сможет быстро распространиться по системе. Это необходимо, дабы мотор завелся даже в мороз без проблем.
Специалисты утверждают, что основной износ мотора происходит в момент старта. В зимний период из-за недостаточной вязкости масла на металлических трущихся поверхностях могут появляться сухие места. Из-за этого они начинают изнашиваться в разы быстрее. Только масло с соответствующим классом вязкости может уберечь механизмы от преждевременного разрушения.
В ходе сравнения моторных масел 10W-40 с другими популярными разновидностями, стоит отметить, что этот состав обеспечит правильную работу двигателя в теплом климате. Так, при нагреве более вязкое масло не станет слишком жидким. В противном случае оно стечет в картер, а на деталях и механизмах останутся сухие места. Поэтому для теплых климатических зон выпускают масла с более высоким уровнем вязкости.
Сравнение масел по стандарту API
Проведя сравнение моторных масел 5W30, 5W40, 0W20 и прочих разновидностей, можно подобрать оптимальный класс вязкости. Но существуют и иные стандарты, которые определяют иные качества смазки. Одним из них является API. Этот стандарт был разработан Американским институтом нефти. Он довольно широко распространен, и выделяет 2 разновидности масел:
- Категория Service – в маркировке присутствует буква «S». К этой категории относят масла для легковых автомобилей или легких коммерческих транспортных средств. Они должны быть оборудованы бензиновыми четырехтактными моторами.
- Категория Commercial – в маркировке есть буква «C». Это смазочные материалы для грузовой, сельскохозяйственной техники, дорожно-строительных машин, которые оборудованы мотором на дизтопливе.
Выполняя сравнение характеристик моторных масел в соответствии с этим стандартом, нужно отметить, что чем дальше вторая буква, которая применяется в маркировке, тем большие требования выдвигают к смазочной продукции. Ныне существует всего 10 классов S и 11 классов С.
Самое совершенное масло, которое сегодня выпускается промышленностью, имеет маркировку SL.
По такому же принципу построена и классификация смазочных материалов для транспорта с дизельным двигателем. Здесь после буквенной маркировки могут присутствовать и цифры. Если это 2, то масло предназначено для двухтактного двигателя, а 4 – для четырехтактного. На сегодняшний день наиболее совершенным продуктом в этой группе является CI-4.
Некоторые производители изготавливают смазочные материалы универсального типа. Они подходят как для бензиновых, так и дизельных двигателей. В этом случае для обозначения свойств продукта применяется двойная маркировка. Например, это может быть SG/CD.
Стоит отметить, что если провести сравнение моторных масел по параметрам, то не все продукты соответствуют требованиям представленного стандарта. Если на упаковке указана маркировка соответствующей группы, нужно попросить сертификат соответствия. В противном случае подобное объясняется недобросовестным подходом производителя к предоставлению информации потребителю.
Сравнение масел по стандарту АСЕА
Вам будет интересно:Шины Kumho KH17: отзывы, особенности дизайна, мнения экспертов
В процессе сравнения моторных масел можно назвать еще один стандарт, который определяет качества смазочного материала. АСЕА регламентирует Ассоциация европейских автопроизводителей.
Раньше он имел ограниченную область применения. Но сегодня стандарт применяется при изготовлении масел не только в Европе, но и всем мире. Согласно ему, различают 3 основные категории смазочной продукции:
- Класс А/В – масло для бензиновых и дизельных моторов легкового или легкого коммерческого автотранспорта.
- Класс С – смазочный материал, предназначенный для современных бензиновых и дизельных двигателей, который соответствует высоким современным экологическим требованиям.
- Класс Е – для грузовых машин с дизельным двигателем, который работает при повышенных нагрузках.
Стандарт ILSAC
Выполнить сравнение моторных масел можно также по стандарту ILSAC. Его разработал Международный комитет ассоциации автопроизводителей Японии и Америки. Поэтому представленный стандарт ориентирован преимущественно на рынки этих стран. Согласно этой классификации все моторные масла разбиваются на 5 групп. У каждой из них есть буквенное обозначение GF. Рядом с буквами указаны цифры от 1 до 5. Самым современным классом в этом стандарте являются GF-5. Ныне ведутся разработки GF-6.
Представленная маркировка обозначает следующие масла:
- GF-1 – устарели, ныне применяются редко.
- GF-2 – стандарт введен в 1996 году.
- GF-3 – принят в 2001 году.
- GF-4 – разработан в 2004 году.
- GF-5 – был введен в 2010 году.
Чтобы соответствовать требованиям современных стандартов по ILSAC, масло должно быть энергосберегающим, обеспечивать высокую степень защиты от различных отложений и преждевременного износа. Также составы должны быть совместимы с системой снижения токсичности выхлопов.
Сравнение производителей
Представленные сегодня на рынке смазочные материалы могут отличаться качеством в зависимости от бренда. Чтобы подобрать оптимальный вариант, нужно провести сравнение моторных масел «Лукойл», Mobil, Shell и т. д.
Сегодня подобную продукцию поставляют множество отечественных и зарубежных производителей. Чтобы сравнить их продукцию, нужно рассмотреть рейтинг современных брендов масел, наиболее популярных в РФ:
Сравнения реальных и заявленных показателей
Часто недобросовестные производители завышают характеристики своей смазочной продукции. Поэтому в специальных лабораториях проводят специальные тесты. Реальные качества масла сравнивают с показателями, указанными производителем. Это позволяет сделать выводы о действительном качестве смазки.
Так, в ходе лабораторных испытаний проверяется изменение вязкости при повышении и понижении температуры, моющие характеристики состава, а также их сопротивляемость образованию кислот. В ходе испытаний также оценивается продолжительность эксплуатации смазочного материала до того момента, пока структура не начнет расслаиваться.
Результаты исследований
По результатам проверок качества смазочных материалов, которые были проведены в лаборатории, было выявлено, что заявленным показателям соответствуют реальные характеристики таких масел, как Mobil, Shell, Castrol. У стальных продуктов есть большие или меньшие несоответствия.