22-02-2019 04:10

"Икарус 55 Люкс": технические характеристики, описание и фото

Венгерская фирма «Икарус» с 1953 по 1972 год выпускала серию автобусов "Икарус 55", предназначенных для междугородних перевозок. В основном они поставлялись в социалистические страны Восточной Европы и в СССР. Современная история свидетельствует: предназначенный для междугородних перевозок "Икарус 55 Люкс" стал выдающимся памятником индустрии Венгерской Республики, примером высокого профессионализма создателей этой поистине легендарной модели.

Легендарный Икарус 55 люкс

Историческая справка, происхождение названия

Как прокачивать тормоза на "Газели" своими руками?Вам будет интересно:Как прокачивать тормоза на "Газели" своими руками?

«Икарус» - венгерская автомобилестроительная компания. Основная специализация - производство автобусов. В период 70–80-х годов 20-го века она являлась самой крупной в Европе компанией, производящей широкую линейку этого вида транспорта. Юридически перестала существовать в 2003 году.

В настоящее время это небольшая частная структура, владеющая торговой маркой Ikarus ("Икарус"), занимающаяся мелкосерийным производством, выпускающая автобусы мелкими партиями.

«Икарус» как предприятие начинает свою историю с 1895 года, с момента создания в городе Будапеште кузнечно-каретной мастерской. Впоследствии преобразованная в завод, выпускающий небольшими сериями автобусы, в основном для внутригородских перевозок. Настоящей рывок «Икарус» совершил в конце шестидесятых годов 20-го века, когда построили большой и современный по тем временам завод в городе Секешфехерваре. Он был рассчитан на выпуск почти 15000 автобусов в год. Основным рынком для них являлся Советский Союз. Так в семидесятые годы в СССР поставлялось ежегодно почти 8000 автобусов.

Не заводится "Форд-Транзит": причины, техническое состояние авто и советы по решению проблемыВам будет интересно:Не заводится "Форд-Транзит": причины, техническое состояние авто и советы по решению проблемы

Икарус 55 люкс история

Всего за время существования автомобилестроительной компании «Икарус» в качестве крупного игрока на рынке в этой сфере в СССР и Россию поставлено около 150000 транспортных средств для перевозки пассажиров.

Свое название «Икарус» позаимствовала у мифического персонажа Древней Греции Икара. Однако, как уверяют венгры, судьбу этого героя завод не скопировал, не разбился, продолжает существовать в условиях жесточайшей конкуренции в рамках Евросоюза.

Начало истории 55-й модели, заложенные критерии

По мнению историков, самым известным произведением «Икаруса» является междугородний автобус "Икарус 55 Люкс", который выпускался Венгрией в период с 1955 по 1977 год.

Грузовая "Нива": описание, технические характеристики. "Нива"-пикапВам будет интересно:Грузовая "Нива": описание, технические характеристики. "Нива"-пикап

Во времена выпуска этой модели они считались очень комфортабельными, удобными, неприхотливыми, что предопределило значительный период их производства. Они выпускались более 20 лет.

"Крестным отцом" автобуса считается главный инженер компании Бело Зеркович. В своей ставшей легендарной модели он очень удачно совместил три самых важных, по его мнению, критерия, которые состояли в следующем:

  • Обеспечение максимального комфорта для пассажиров, что подразумевало шумовую защиту, мягкую подвеску, комфортное размещение людей и багажа, хороший обзор, наличие удобных условий для посадки и высадки.
  • Рабочие характеристики. К ним разработчик отнес устойчивость на поворотах, управляемость, а также скоростные параметры, которые должны быть сравнимы с характеристиками легковых автомашин.
  • Экономичность процессов производства.

Икарус 55 люкс на сборочном конвеере

Разработанная и внедренная в производство, система Зерковича позволила предприятию на протяжении почти пяти десятилетий лет создавать прекрасные образцы автомобильного транспорта, предназначенного для перевозки пассажиров.

Внешний вид, прозвища

За необычные формы, профиль, наружную компоновку "Икарус 55 Люкс" с начала выпуска сопровождали восторженные эпитеты. В средствах массой информации его футуристический вид обозначали словом «космический».

Один из немногих сохранившихся

Действительно, автобус имел очень необычный профиль. Конструктивно "Икарус 55 Люкс" воплотил в себе передовые, новаторские разработки того времени. Так, у него дизельный двигатель располагался в задней части автобуса. Такое размещение позволило избавить пассажиров от запахов выхлопных газов. Более того, автобусы этой серии отличались чрезвычайной надежностью. Они могли пройти почти 1 000 000 км без капитального ремонта.

Водители за необычный вид, шумный двигатель, наличие "странного" расположения мощной фары (сверху лобового стекла) прозвали его «пылесосом», «ракетой». Прозвища эти были даны за то, что в какой-то степени он походил на очень популярный пылесос под названием «Ракета», массово производимый в СССР.

Пылесос

Иногда 55–й называли «комодом» за необычную кормовую часть автобуса.

В Советском Союзе автобусы "Икарус 55 Люкс" работали до начала 80-х годов 20-го века. Постепенно их заменяли более новые модели венгерского автопроизводителя, к которым относились "Икарусы" 250 / 255 / 256.

Кузов, габариты, скорость

Кузов у автобусов семейства "Икарус 55 Люкс" несущего типа. Число мест - 34, дверей - 2, из них одна водительская. Топливный бак автобуса рассчитан на 250 л. Масса полная - 12730 кг, снаряженная - 9500 кг.

Технические характеристики "Икаруса 55 Люкс" указывали, что полная масса автобуса на оси распределялась следующим образом: на заднюю - 8480 кг, на переднюю - 4250 кг. Автобус мог осуществлять полный радиус поворота в 10,25 м. Максимальная скорость достигала 98 км/ч.

Максимальный угол подъема, который мог преодолевать этот автомобиль, составляла 27 %. Расход топлива по тем временам был приемлемым, составлял 32 л на 100 км. Багажные отделения автобуса могли обеспечивать размещение груза до 4,5 м кубических.

Автобус "Икарус 55 Люкс" имел габариты следующие: высота – 2.87 м; ширина 2.5 м; длина 11.4 м. Просвет дорожный – 29 см.

Двигатель

Мотор у "Икаруса 55 Люкс" располагался сзади. Модель Csepel D-614. Двигатель предкамерный, дизельный, четырехтактный, шести цилиндровый. Цилиндрическое расположение рядное. Клапаны находились сверху. Диаметр цилиндра 112 мм. Ход поршня 440 мм. Рабочий объем цилиндров – 8.28 л.

Открытый моторный отсек

Мотор "Икаруса 55 Люкс" обеспечивал степень сжатия 19. Схема работы цилиндров классическая: 1-5-3-6-2-4. Наибольшая мощность двигателя при 2300 оборотов в минуту составляла 170 лошадиных сил.

Охлаждение мотора жидкостное. Система смазки комбинированная. Двигатель весил почти 630 кг в «сухом» состоянии.

Трансмиссия

Автобус "Икарус 55 Люкс" комплектовался однодисковым, сухим сцеплением. На него ставилась пяти ступенчатая, трехходовая механическая коробка передач.

Рулевое управление - система из двойного ролика и глобоидального "червяка", с передаточным числом 29. Усилитель руля гидравлический.

Тормозная система барабанного типа, на все колеса, привод пневматический. Стояночный тормоз механический, на задние колеса.

Кабина водителя

Среди характеристик "Икаруса 55 Люкс" стоит отметить наличие передового тормоза-замедлителя. Он представлял собой систему клапанного типа, обеспечивающую закрытие выпускного трубопровода мотора, прекращая подачу топлива. Управление ее было пневматическим.

Облик автобуса, уровень комфорта

Первый венгерский автобус этого семейства был представлен на обозрение публике в 1953 году. Он сразу произвел огромное впечатление. Автобус выглядел, как ракета на колесах. В прессе описание "Икаруса 55 Люкс" сопровождали в основном восхищенными эпитетами. Среди них присутствовали - "стремительный силуэт", "внеземное происхождение", "плавники габаритов" и т. п. Фото "Икаруса 55 Люкс", представленные в этой статье, подтверждают эти сравнения.

В Советский Союз автобусы этого типа поставлялись с двигателем, отличавшимся большей мощностью. Они имели и дополнительное багажное место в салоне, у задней стенки.

Интерьер салона Икарус 55 люкс

Необходимо отметить, что завод «Икарус» выпускал более 10 модификаций автобусов 55-й модели. Их основное различие было в расположении дверей для пассажиров и их количестве. Их могло было от одной до трех. Различались они отделкой и планировкой салона. "Икарусы 55 Люкс" (отдельные экземпляры) вместо обычных сидений комплектовались двухместными диванами, с расположенными между ними столиками, которые оборудовались светильниками. Поставлялись пользователям и модели, отличавшиеся особой комфортностью, с раздельными креслами.

Возвращение к минимализму

Однако такие излишества были исключением. "Икарус 55 Люкс" со временем претерпевал изменения в уровне комфорта в сторону минимализма и традиционности. В последних моделях автобуса этой марки, которые начали выпускаться заводом в начале семидесятых годов XX века, каких-либо излишеств уже не было. Фары стали располагаться над бампером, лобовая исчезла. Габаритные огни стали скромными. Сферические окна, которые ранее монтировали на крыше салона, исчезли. Однако «ракеты» все равно выделялись среди других автобусов.

Венгрия, Икарус 55 на фоне автобусов

За весь период производства в Советский Союз было поставлено из Венгрии почти 3000 машин "Икарус 55 Люкс".

Настоящее легендарного автобуса

До настоящего времени сколько сохранилось в мире таких автобусов, точно не известно. Имеется информация, что не более 20 штук. При этом они разных модификаций. Наибольшее их число, естественно, находится в Венгрии. Несколько "Икарусов 55 Люкс" есть в Германии и Эстонии. Средства массовой информации сообщают: две машины сохранилось в Украине.

В России живых автобусов "Икарус 55 Люкс" всего 3. Один - собственность Мосгортранса, содержится в 15-м автобусном парке г. Москвы. Вторым владеет музейная коллекция Санкт-Петербургского предприятия «Пассажиравтотранс».

Третий экземпляр "Икаруса 55 Люкс" сохранился на авиапредприятии в Подмосковье. Его ласково называют «Ту-55», так как этот автобус использовался исключительно на авиационном предприятии «Туполев».



Источник