«Соболь» - довольно распространенный автомобиль в России. По сути, это «младший брат» ГАЗели. Выпускается эта машина с конца 90-х годов. Подвеска у «Соболя» схожа с ГАЗелевской. Спереди могут стоять рессоры либо винтовые пружины. А вот сзади на «Соболе» установлена чисто рессорная, зависимая подвеска. Она жестковато ведет себя на ямах. К тому же при полной загрузке машина сильно провисает. Как решить данную проблему? Многие решаются на установку пневмоподвески. «Соболь» 4х4, характеристики проходимости которого сопоставимы с джипом, тоже подвергается такому тюнингу. Что же, давайте рассмотрим особенности данной подвески и узнаем, как она устанавливается.
Характеристика
Вам будет интересно:Mitsubishi Delica D5 ("Делика Д5"): описание, характеристики, отзывы
Пневмоподвеска являет собой альтернативу классической подвеске, где упругими элементами выступают пружины или рессоры. На некоторых машинах она ставится на заводе. Но автомобили ГАЗ не входят в этот список. Поэтому систему приходится монтировать нештатно. Установленная на «Соболь» пневмоподвеска (фото ее вы можете увидеть в нашей статье) позволяет не только расширить технические характеристики микроавтобуса, но и дает возможность регулировать величину клиренса прямо на ходу. Управление такой системой осуществляется из кабины.
Что это дает?
Вам будет интересно:Тюнинг "Газель Фермер" своими руками, фото
Для чего ставится пневмоподвеска на «Соболь» 4х4. Технические характеристики данного автомобиля не позволяют брать на борт более 770 килограммов. Если нагрузить свыше нормы, подвеска упрется в отбойники – удары от ям будут передаваться прямо на раму. Это небезопасно. Но как увеличить грузоподъемность без классического увеличения количества листов рессор? Сейчас это можно сделать при помощи пневмобаллонов. Еще один плюс такой подвески – мягкость хода. С рессорами не получится обеспечить такую плавность хода, как с воздушными баллонами. Машина сильно «козлит» на кочках, что, несомненно, отображается на комфорте управления и на состоянии транспортируемого груза. Если «Соболь» едет негруженый, баллоны можно спустить (но не ниже минимальной нормы – об этом мы поговорим в конце статьи). Подвеска будет мягкой. С классическими рессорами произвести такой «маневр» не получится.
Типы
Вам будет интересно:Датчик скорости "Газель", устройство и замена
Существует несколько типов пневматических подвесок:
- Одноконтурная. Наиболее дешевый и популярный тип. Устанавливается на одну ось (как правило, заднюю). Обычно используется на малотоннажных грузовых автомобилях.
- Двухконтурная. В таком случае монтируется по четыре баллона для каждого колеса. Такая система предполагает независимую регулировку уровня клиренса и жесткости подушек на передней и задней оси.
- Четырёхконтурная. Как и в предыдущем случае, автомобиль укомплектовывается четырьмя воздушными подушками. Однако благодаря наличию дополнительных клапанов и магистралей, давление можно корректировать на каждой подушке индивидуально. Обычно такая система не ставится на коммерческий транспорт. Четырёхконтурная пневмоподвеска на «ГАЗель Соболь» будет стоить более 80 тысяч рублей. Это очень дорого. Однако такая система присутствует на многих авто премиум-класса – «Ауди», «БМВ» и «Мерседес».
Что выбрать на «Соболь»?
Какую пневмоподвеску на «ГАЗ Соболь» лучше поставить? Отзывы владельцев говорят, что наиболее оптимальный вариант – установка одноконтурной системы. Стоимость комплекта такой пневмоподвески на «Соболь» составляет 15 тысяч рублей. Если на микроавтобусе и спереди стоят рессоры, их можно дополнить воздушными баллонами тоже. В таком случае за переднюю пневмоподвеску «Соболя» придется доплатить 10 тысяч рублей. Это будет уже двухконтурная система. Что примечательно, комплектация у данных продуктов одинаковая. Различается лишь числом кронштейнов и пневматических элементов. Кроме них, в комплект входят:
- Компрессор.
- Ресивер (средняя емкость – около пяти литров).
- Фитинги, футорки.
- Воздушные магистрали. Обычно диаметр таких трубок составляет 6 миллиметров.
- Защитный гофрорукав.
- Ниппель подкачки.
- Электромагнитные клапаны.
- Блок управления (может доукомплектовываться стрелочным манометром).
- Стяжные элементы.
- Метизы (болты, гайки, шайбы).
Технические характеристики
Давайте рассмотрим технические характеристики воздушных рессор, что устанавливаются на «Соболь»:
- Состав упругих элементов – резиновая смесь с нейлоновым кордом. Последний покрывается в три слоя. Сама подушка являет собой тройной сильфон.
- Диаметр баллона – от 12 до 13,5 сантиметра в зависимости от давления.
- Минимальная высота под нагрузкой – 9,5 сантиметра.
- Максимальная высота – 24,5 сантиметра.
- Рабочее давление – от двух до восьми атмосфер.
- Максимальное давление до разрушения – 25 атмосфер.
- Отверстия для креплений – шпилька (три штуки) и фитинг.
- Подъемная сила одного пневмоэлемента – более 850 килограммов.
Таким образом, суммарная грузоподъемность «Соболя» легко возрастает в два раза. Но стоит помнить, что нагрузка снимется только с элементов подвески. Мост, двигатель и коробка будут терпеть сильный износ. Поэтому не стоит усердствовать с перегрузами.
Пневмоподвеска, на «Соболь» устанавливаемая, имеет следующий типоразмер: 140/3. Минимальное рабочее давление составляет 0,5 Бар. Это обязательное условие, без которого длительная работоспособность подушки не может быть гарантирована. Иначе при наезде на неровности будет повреждаться сам материал пневмоэлемента. Диапазон рабочих температур составляет от минус 30 до плюс 45 градусов Цельсия. В таких условиях гарантируется надежная и качественная работа упругих элементов. Но есть некоторые правила, которых следует придерживаться при эксплуатации. Их мы рассмотрим в конце статьи, а пока расскажем, как устанавливается пневмоподвеска на «Соболь».
Технология установки
Собирается воздушная рессора на специальной площадке. Она представляет собой несколько металлических пластин, намертво закрепленных друг к другу под разными углами. Тройной сильфон устанавливается в пространство между задним мостом (так называемый чулок) и рамой. Конструкция выглядит следующим образом: Для скрепления подушек с площадками используются болтовые соединения. В верхней части площадка соединяется с рамой. Далее к каждой подушке подключают воздушные шланги. Их проводят в сторону компрессора, закрепляя к раме на стяжках. Сам компрессор желательно установить в салоне. Как проводить в кабину шланги? Для этого не нужно сверлить отверстия. В «Соболе» уже предусмотрены технологические вырезы. Прокладка элементов в салон производится как на фото ниже: Здесь показаны ниппеля. От них мы подключаемся к самому компрессору. Желательно, чтобы последний был укомплектован ресивером. Это позволит быстро подкачать воздух в подушки без привлечения в работу электродвигателя. Рядом с ресивером устанавливаются электромагнитные клапаны. Именно они будут пропускать воздух в одну или сразу две подушки. Питание компрессора и клапанов осуществляется от сети 12 В. Желательно использовать в схеме дополнительный предохранитель. Это позволит исключить выход из строя компрессора в случае повышенного напряжения.
Что далее?
Заключительный этап – монтаж блока управления. Его можно установить на передней панели либо под сиденьем. Желательно, чтобы он был на видном месте. Можно использовать для этого технологическую заглушку, что есть на центральной консоли.
Правила эксплуатации
Чтобы пневмоподвеска на «Соболе» прослужила как можно дольше, нужно придерживаться некоторых правил эксплуатации. Так, производитель не рекомендует использовать систему, когда давление подушек ниже 0,5 атмосферы. Не стоит превышать и максимально допустимую норму. В идеале подушки следует использовать при давлении от одного до восьми атмосфер. Раз в полгода проверяйте систему на наличие утечек. Диагностика подушек производится аналогично проверке старых камер покрышек. Нужно брызнуть мыльный раствор на поверхность и следить за наличием пузырьков. Если подушки «травят», это может негативно сказаться на ресурсе компрессора. Тот будет постоянно находиться в работе.
В зимнее время обрабатывайте подушки силиконом. С понижением температуры резиновый материал становится более твердым. Даже при отсутствии грязи (наличие которой на баллоне нежелательно) возникает существенное трение. Дабы исключить напряжение, раз в месяц используйте силикон в форме аэрозоля. Это существенно продлит срок службы подушек и обеспечит эластичность резиновой оболочке. Это были основные правила эксплуатации воздушных рессор. Придерживаясь их, вы обеспечите долгую и надежную работу всей пневматической системы.
Заключение
Итак, мы выяснили, что такое пневмоподвеска, как она устанавливается на автомобиль «ГАЗ Соболь» и каких типов бывает. Это очень полезный вид тюнинга.